В рамках октябрьского пленума ЧООО ВОИ была организована встреча лидеров инвалидных организаций с представителями различных областных ведомств, которые ответили на злободневные вопросы, волнующие людей с ограниченными возможностями. К сожалению, ответы эти в большинстве своем вряд ли смогли удовлетворить тех, кто их задавал, поскольку конкретных шагов в решении наболевших проблем председатели не увидели.
Надо знать, на что имеешь право…
Например, Анатолий Васильевич Горохов - начальник отдела по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением Челябинского регионального отделения фонда социального страхования, пояснил, что из-за отсутствия финансовых средств ФСС не может обеспечить путевками даже тех инвалидов, которые подали заявления в 2009 году. В качестве альтернативы предлагался вариант: до первого октября каждого года инвалид может написать заявление об отказе от санаторно-курортного лечения и получать ежемесячную денежную компенсацию. Но вот только бесплатного отдыха с лечением это отказ не компенсирует.
Многие маломобильные инвалиды обратили внимание чиновника на недоступность санаторных учреждений для этой категории граждан. На что был дан совет обратиться к вышестоящему начальству, то есть министру, а лучше сразу к губернатору или в Законодательное собрание области. Тем более что со следующего года ФСС вообще этим вопросом может «не грузиться» - все его функции в отношении льготного санаторного лечения переходят к Министерству социальных отношений.
По поводу технических средств реабилитации было дано такое разъяснение: если инвалид покупает эти средства за свой счет, то государство должно выплатить их стоимость. Для этого надо подать заявление до 1 ноября текущего года, причем, право на бесплатное получение технических средств реабилитации должно быть заранее (до покупки!) прописано МСЭ в индивидуальной программе реабилитации инвалида. И не забудьте сохранить товарно-кассовый чек! Естественно, цена покупки, приобретенной самостоятельно, должна быть «в пределах разумного». Еще одна немаловажная деталь: если инвалид отказывается от средства реабилитации, выданного региональным отделением ФСС, то он лишается права на компенсацию. Мораль: «дареному коню в зубы не смотрят…»
К сведению колясочников: в настоящее время отдел по обеспечению инвалидов средствами реабилитации обеспечивает их одной универсальной инвалидной коляской. Тем, кто не может ездить на обычной коляске, выдают рычажную. Колясочники, у которых полностью не работают руки, могут рассчитывать на электроколяску. Лежачих инвалидов отдел по обеспечению техническими средствами реабилитации должен обеспечивать памперсами, но количество их гораздо меньше требуемого. Воспользоваться своими правами при обеспечении средствами реабилитации инвалидам мешает неосведомленность – при заполнении ИПР они просто не знают, на что могут рассчитывать по закону, так как список средств реабилитации МСЭ почему-то не предоставляет. В общественных инвалидных организациях этот перечень есть, но до сведения всех членов организаций довести его тоже не так просто. (Может быть, опубликовать список на сайте нашей газеты? Прим. редакции «МиЗ»)
Медицина и инвалиды – противостояние продолжается
Тема медицинского и лекарственного обеспечения – одна из самых острых для инвалидов. На вопросы лидеров общественных организаций ВОИ постарались ответить Марина Геннадьевна Москвичева - первый заместитель министра здравоохранения Челябинской области и Валентина Васильевна Мосина - заместитель начальника отдела по лекарственному обеспечению Министерства здравоохранения.
Ситуация такова. Число инвалидов, выбирающих денежную компенсацию вместо соцпакета (в 2010 году это 531 руб. в месяц) увеличивается с каждым годом. Ежегодно федеральный бюджет выделяет дополнительные средства на лекарства льготникам. В поликлиниках приказом главного врача назначены лица, отвечающие за бесплатное лекарственное обеспечение льготных категорий граждан. Случающиеся иногда перебои с поставкой медикаментов могут быть вызваны разными причинами: производители прекращают выпускать конкретные лекарства, меняется форма выпуска или идет перерегистрация препарата и др. К недобросовестным поставщикам лекарств применяются штрафные санкции. Вот только становится ли от этого легче инвалидам без жизненно необходимых препаратов?
Конкретные претензии были высказаны по поводу компьютерной томографии – обязательного вида обследования для всех инвалидов, которые проходят медико-социальную экспертизу. Во-первых, она проводится не во всех поликлиниках области. Во-вторых, очередь нужно ждать два-три месяца или делать исследование за немалую плату. По словам замминистра, инвалидов просто обманывают в поликлиниках: томография делается бесплатно в любом муниципальном медицинском учреждении, и лечащий врач обязан сам записать инвалида на конкретный день. Всем присутствующим было заявлено, что Росздравнадзор отстаивает права инвалидов на лекарственное обеспечение и медицинское обслуживание на любом уровне, в том числе в суде. Для восстановления справедливости нужно обратиться в областную организацию ВОИ или напрямую в эту инстанцию. То же самое - по поводу оплаты любых медицинских услуг, включая сложные операции на сердце и обследования: не торопитесь платить за то, что вам положено по закону!
Много вопросов вызывает состояние нейрохирургического отделения клинической больницы города Еманжелинска, где люди с травмой позвоночника проходят реабилитацию. С каждым годом условия лечения в этой больнице становятся хуже, страдают и пациенты, и медицинский персонал. Обшарпанные стены коридоров и палат, холод зимой, изношенная мебель, не приспособленные для колясочников и опорников входные группы, не соответствующие никаким нормативам пандусы, давно не действующий тренажерный зал, отсутствие лекарств и нормального питания и даже угроза закрытия этого единственного в области отделения – такую картину нарисовали чиновникам инвалиды, которые сами проходили там реабилитацию. На что первый заместитель министра здравоохранения Марина Геннадьевна Москвичева пообещала во всем разобраться, поскольку, по данным Министерства, о закрытии отделения речь не идет и финансируется его работа исправно. Будем надеяться, что результаты порадуют инвалидов-опорников.
Болевая точка медицинского обслуживания – это недоступность врачей для маломобильных инвалидов, так как их кабинеты находятся на верхних этажах, а лифты или отсутствуют, или не приспособлены для колясочников. Услуги гинеколога для женщин-колясочниц вообще недоступны: кресел с подъемником в поликлиниках практически нет. И, конечно, не обошлось без традиционных претензий в адрес медико-социальной экспертизы – этого врага № 1 практически каждого инвалида. Недоумение по поводу ежегодного прохождения изматывающей процедуры для инвалидов-опорников уже переходит в отчаяние: зачем измерять линейкой изувеченные конечности – неужели за год они могли «подрасти»? Ответ на этот вопрос прозвучал в июле на слете молодых инвалидов Уральского и Приволжского округа: дело не в физических недостатках инвалида, а его приспособленности к окружающей среде. С каждым годом инвалид все лучше начинает к ней адаптироваться и легче справляется с повседневными бытовыми трудностями. В соответствии с этим ему постепенно понижают группу инвалидности, что тоже весьма спорно.
Что касается самих условий прохождения медико-социальной экспертизы, то они в самом деле невыносимы. Огромное количество людей, ютящихся в узких темных коридорчиках, где лавочек хватает максимум на четверть всех присутствующих. Иногородние должны вставать ни свет, ни заря, чтоб добраться до заветного кабинета и, отстояв многочасовую очередь, получить право на помощь от государства.Задавать вопрос: доколе?! – уже не хочется. Потому что не верится, что ответ на него когда-нибудь прозвучит, а реакция будет в пользу инвалидов…
Олег Крайних Окончил факультет журналистики Челябинского государственного университета в 2012 году. Сотрудничает с газетой «Милосердие и здоровье» с 2009 года.
Добрый день. Хотела выразить благодарность вашей редакции за ваш труд, за то, что освещаете вопросы людей с трудной жизненной ситуацией, инвалидностью...