С 7 по 12 февраля в горнолыжном центре «Металлург - Магнитогорск» прошел V открытый чемпионат России по горнолыжному спуску среди людей с ограниченными возможностями. На чемпионат приехали тридцать четыре спортсмена из разных регионов России: Московской, Новосибирской, Владимирской, Воронежской, Тамбовской областей, Алтайского, Камчатского, Пермского краев, а также спортсмены-паралимпийцы из Украины.
Радует тот факт, что по сравнению с предыдущими соревнованиями количество горнолыжников выросло почти в два раза. А огорчает то, что участником чемпионата от Челябинской области оказался я один. Да и то, можно сказать, случайно…
А между тем об уровне чемпионата говорит тот факт, что на нем присутствовали технический делегат FIS из Швейцарии Освальд Инглин и глава технического комитета МПК по горнолыжному спорту Сильвана Местре (Испания), что придало соревнованиям высокий статус в рамках подготовки сборной команды к Паралимпиаде 2014 года в Сочи.
Открытый чемпионат России проходил на трассе, которая соответствовала всем спортивным нормативам для паралимпийских чемпионатов по горным лыжам.
Соревнования проходили по нескольким дисциплинам (трассам): слалом, слалом-гигант и самая сложная трасса - супер-гигант, длина которой от 2500 до 3000 метров, а перепад высот - 500-600 метров.
В начале состязаний погода нас не баловала: снегопад и ветер, превышающие допустимую норму, сорвали первый день чемпионата. Пришлось проводить четырехдневную программу соревнований за три дня. Это были три «жарких» дня, к которым спортсмены готовились целый год, тренируясь не только на склоне, но и в спортзалах.
Соревнования проходили на высоком уровне и требования были соответственные: необходимо иметь три пары лыж разной длины, специальные обтекаемые спортивные комбинизоны для меньшего сопротивления воздуха и горнолыжный шлем. Но в связи с тем, что горнолыжный спорт стал доступен для инвалидов России совсем недавно, и на чемпионат приехали не только опытные спортсмены, но и новички, судьи в виде исключения разрешили выйти на трассу участникам без требуемого комплекта снаряжения.
В соревнованиях принимали участие инвалиды с повреждением опорно-двигательного аппарата, органов зрения и слуха. Участникам разрешался просмотр трассы до начала соревнований. Объединившись на просмотре слалома в группы, мы начали досконально «заучивать» ее, обсуждая между собой прохождение каждой вешки. На мой взгляд, этот экстремальный вид спорта дисциплинирует спортсменов-инвалидов, воспитывает в них мужество и уважительное отношение к менее тренированным соперникам.
Все дни соревнований между участниками царила атмосфера взаимопонимания и доброжелательности. Я не почувствовал на чемпионате самодовольства и высокомерия. Здесь все оказывали помощь друг другу: помогали надевать очки, застегивать ботинки, понимая, что некоторым самостоятельно это сделать сложно. Советовали новичкам, как лучше пройти трассу, а потом искренне радовались за них. Незрячих горнолыжников «вели» лидеры - здоровые спортсмены, которые ехали впереди и при помощи голосовых сигналов помогали ориентироваться на склоне.
Напряжение на соревнованиях было настолько сильное, что после окончания у многих спортсменов поднялась температура – так организм отреагировал на мощные психологические и физические нагрузки. Что ж, такова цена горнолыжного спорта, к которой надо прибавить еще и определенный риск. И все-таки людей, которым хочется испытать себя, получить ни с чем не сравнимые ощущения, это не останавливает. Какими бы ни были сложными соревнования, они обязательно говорят старым и новым друзьям: «До встречи на склоне!»
От редакции «МиЗ»: Наш постоянный внештатный корреспондент, студент журфака ЧелГУ Олег Крайних впервые участвовал в соревнованиях по горнолыжному спорту. И был единственным представителем от Челябинской области, причем, приехавшим по собственной инициативе и за свой счет. Несмотря на достаточно тяжелую форму ДЦП, Олег при поддержке родителей освоил этот сложный вид спорта и хотел бы заниматься им дальше, но уже под руководством опытного тренера. Тем более, что его выступление в Магнитогорске было замечено судьями как перспективное. Но, к сожалению, пока вопрос о тренировках остается открытым, так как ни один тренер не согласится заниматься со спортсменами-опорниками этим достаточно рискованным видом спорта на общественных началах.
Опять мы возвращаемся на «круги своя» - кто оплатит работу тренера? И почему в нашей области, где есть все условия для развития горнолыжного спорта среди инвалидов, на чемпионатах выступают только приезжие спортсмены. Когда я в прошлом году задала этот вопрос руководству Министерства по спорту и туризму Челябинской области, мне ответили: нет желающих. Очень удобная позиция – нет желающих и, как говорится, нет проблем! Интересно, долго мы будем отводить глаза в сторону и отвечать что-то невнятное, когда нас спрашивают, а где же ваши местные, южноуральские горнолыжники?!