В конце октября в Челябинском институте переподготовки и повышения квалификации работников образования прошла Всероссийская научно-практическая конференция «Личностно ориентированное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в С(К)ОУ в условиях введения ФГОС общего образования».
Федеральный государственный образовательный стандарт утвержден Министерством образования и науки Российской Федерации в декабре 2010 года. Этот стандарт учитывает потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Однако и дети, и взрослые сталкиваются со всевозможными трудностями.
Светлана Валентиновна Потапчук, главный специалист отдела общего и специального (коррекционного) образования Министерства образования и науки Челябинский области, подробно рассказала об объективных проблемах, которые проявляются на практике. Одна из них – проблема инклюзивного образования. Не все учителя достаточно владеют методикой обучения ребенка с особыми образовательными потребностями, нет единого консультационного центра, куда могли бы обратиться педагоги за методической помощью.
Родители детей, в чьем классе учится ребенок с ограниченными возможностями здоровья, часто переживают, что учитель уделяет меньше внимания их детям. Родителей ребенка с инвалидностью, напротив, волнует, что их ребенок мало задействован в образовательном и воспитательном процессах. Светлана Потапчук акцентировала внимание слушателей на том, что решение проблем инклюзивного образования заключается не только и не столько в финансовом обеспечении. Чтобы дети с инвалидностью учились в массовых школах, нужно проявить настойчивость, волевые усилия для полной реализации этой идеи.
Наталья Георгиевна Кутепова, начальник отдела по обеспечению развития дошкольного, общего и специального (коррекционного) образования Челябинска, отметила, что инклюзивное образование должно быть комплексным, только тогда оно действительно поможет всем детям. Для этого в школах, где есть дети с инвалидностью, нужны и педагоги-дефектологи, и тьюторы. Эти специалисты должны заниматься сопровождением ребенка, помогать ему в учебе с учетом особенностей его здоровья. В этом случае совместное обучение не будет формальным.
На пленарном заседании была четко сформулирована мысль о том, что развивать инклюзивное необходимо, крайне важно искать разумные подходы к решению этого вопроса, но никак нельзя отказываться от специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Они играют огромную роль в обучении и воспитании детей с инвалидностью. Надо учитывать, что дети с ограниченными возможностями здоровья психологически и физически не во всех случаях готовы учиться в неспециализированных школах.
В рамках конференции была организована работа секций по нескольким направлениям: «Современные подходы к организации логопедической помощи детям», «Управление коррекционным образовательным учреждением в условиях введения Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования», «Особенности организации деятельности психолого-медико-педагогической комиссии», «Особенности организации коррекционной работы в условиях введения Федеральных государственных требований». На конференции обсуждались проблемы, тенденции и перспективы развития коррекционного обучения в контексте современной образовательной политики.
Добрый день. Хотела выразить благодарность вашей редакции за ваш труд, за то, что освещаете вопросы людей с трудной жизненной ситуацией, инвалидностью...