Для многих людей с ограниченными возможностями, передвигающихся в инвалидной коляске, этот вопрос прозвучит глупо. Однако он далеко не так однозначен, как может показаться на первый взгляд.
В принципе, меньше всего это относится к тем людям, которые, хоть и не очень хорошо, но все же могут ходить и делают это. Но если необходимо преодолеть значительное расстояние, то они предпочитают передвигаться в инвалидной коляске, чтобы сэкономить время и силы. Есть также маломобильные люди, которые принципиально инвалидной коляской не пользуются. Они будут с трудом передвигаться при помощи ходунков, костылей, канадок, но в коляску ни за что не сядут. В мужестве и упорстве им никак не откажешь. Причем они уверены в том, что передвигаются на своих двоих в том числе и из-за нежелания пользоваться инвалидной коляской. Некоторые просто боятся садиться в коляску, чтобы не избаловать себя подобным «комфортом» и не потерять с таким трудом достигнутые навыки в ходьбе.
Совершенно противоположная категория - люди, которые ходить могут, но делают это крайне редко и практически постоянно передвигаются в инвалидной коляске. Часть из них - откровенные лентяи, которым в коляске настолько комфортно, что они даже по квартире в ней катаются.
Много среди них и таких, у кого восстановление после травмы позвоночника началось уже в первый год после травмы, и они начали пердвигаться самостоятельно, но потом все забросили, хотя с подобным процессом восстановления через несколько месяцев занятий многие прекрасно ходят с тростью.
Сам не видел, но неоднократно слышал историю, как в Саках во время полетов боевых самолетов с аэродрома, базирующегося неподалеку, в озеро рядом с санаторием имени Бурденко упали две торпеды. Рвануло, говорят, так, что стекла в окнах посыпались. Пока разбирались в том, что же произошло, многие стали в спешном порядке эвакуироваться из санатория. Когда все успокоилось, оказалось, что в некоторых палатах нет больных, а коляски их остались на месте. До этого на своих двоих их, вроде, никто не замечал...
Я и сам не раз сталкивался с такими людьми и хоть осуждать никого не берусь: каждый живет, как хочет, но иногда удивляешься нелогичности в этой жизни, одному - пахать много лет практически безрезультатно, а другому - на блюдечке судьба преподнесла возможность ходить, а он ею не хочет воспользоваться...
Еще одна категория «колясочников-ходунов» - люди, скрывающие свою способность ходить. Есть и такие. Чаще всего - это люди, получающие неплохую пенсию и выплаты от предприятия. Они просто не хотят терять хорошие деньги, нигде при этом не работая. Вот и «маскируются» от сотрудников социальных служб и фондов социального страхования. Опять же - это их жизнь, осуждать их язык не повернется, хотя иногда бывают случаи почти анекдотические. В санатории в одной палате отдыхал с парнем по имени Валера. Ходил Валера так, что даже тщательно присматриваясь невозможно было заподозрить, что он спинальник. Главной его проблемой было то, что он постоянно забывал где-то свои костыли. «Да зачем ты их таскаешь с собой? Ведь они тебе только мешают!». Ответ был потрясающим: «Я ж спинальник. Мне положено. В коляске я не умею ездить, пусть хоть костыли будут…» Кстати, в коляске он пытался ездить, но пару раз перевернулся, разбил лоб и затею эту бросил.
Однако больше всего меня поразила логика одной девушки, которую без коляски я практически не видел. Она, оказывается, довольно неплохо ходит с канадками, но считает это очень неэстетичным зрелищем. Даже философствует по этому поводу: «Лучше красиво ездить, чем коряво ходить». Эх, пройтись бы сейчас по улице, мячик попинать, по ступенькам сбежать... Пусть даже очень коряво и не эстетично...
Или в самом деле: «Лучше красиво ездить?..»
Александр,
колясочник со стажем