Сегодня в нашей «Литературной гостиной» мы представляем нового автора - Маргариту Щекурину. Маргарите Григорьевне 75 лет, она - инвалид 2 гр., филолог, педагог по образованию и призванию. Долгие годы работала учителем в средней школе, а затем корреспондентом газеты «Стальная искра» в Аше, была президентом Ассоциации инвалидов в городе Брянске. Вырастила двух прекрасных дочерей, сейчас помогает в воспитании пятерых внуков. Из дома почти не выходит, особенно зимой, но это не мешает ей быть в гуще событий, в круговерти дел.
...Письменный стол никогда не пустует: Маргарита Григорьевна то вычитывает и правит сочинения своих коллег по школе писательства при обществе «Знание», то перепечатывает на компьютере свои собственные заметки и воспоминания, которых накопилось за долгую трудную и интересную жизнь несколько объемистых папок.
На мой вопрос, есть ли воспоминания о военных днях, Маргарита Григорьевна тут же откликнулась: «Конечно, есть! Приходите, что-нибудь подберем!»
Мы выбрали несколько небольших заметок, но, даже мельком заглянув в папки, я поняла, что у нашей газеты появился еще один талантливый автор и, я надеюсь, друг - с чутким сердцем и точным словом.
ПОМНИМ
Станция Судженская. Здание хорошенького вокзала утопает в зелени июньской растительности. Стоянка 5 минут. Спускается вечер, оттого пустынно на перроне. Вагон останавливается против группы ребят 15-16 лет. Увидели меня в окне, подняли руки в приветствии и громко, с улыбкой: «Вас приветствует Судженск!» Я, тоже улыбаясь: «А вас приветствует Челябинск!» В ответ восторженные возгласы: «О! Челябинск! Столица Южного Урала! Спортивный город!» И еще что-то, что невозможно было разобрать из-за грохота поезда, уже набиравшего скорость. Мальчишки бежали, усмеялись, махали руками, что-то кричали...
А я вспоминала другое...
Тоже июль, но 1941-го... Мимо нашей станции без конца на запад идут длинные составы товарников, на открытых платформах которых везут танки, пулеметы, пушки и другую военную технику, а в закрытых вагонах едут солдаты. А на восток шли тоже без конца пассажирские составы с ранеными. Однажды нас всех родители подняли рано утром и повели на станцию. Запомнила одно: бегут бабонька, деденька, тети, дяди, их дети, мои родители вдоль какого-то состава, полного солдат, и что-то кричат, кидают записки. Через мгновение вижу мою рыдающую бабоньку, плачущих родных и узнаю, что этим составом, в этот час должен был проехать мой самый младший, 18-летний дядя Митя, впоследствии без вести пропавший. До сих пор мы ничего о нем не знаем…
Две станции - два мира маленьких вокзалов.
Маргарита Щекурина
28.07.2002.-16.08.2002
От редакции:
А мы призываем вас, дорогие читатели, поделиться воспоминаниями - собственными или записанными со слов родных, которые были свидетелями военных лет - в рубрике «Война в истории моей семьи».
Свои заметки и фотографии (возврат при наличии обратного адреса гарантируется) присылать по адресу: 454091, ул. III Интернационала, 128, ЧООО ВОИ, газета «Милосердие и здоровье» или на электронный адрес:
volovik51@mail.ru
ПРАКТИКУМ: ЗАМЕТКИ О СТИХОСЛОЖЕНИИ
(Окончание. Начало в январском творческом клубе)
Технические погрешности
У начинающих поэтов наиболее часто встречаются следующие недостатки:
1. Сбой в ритме. Нужно строгое чередование ударных и безударных слогов.
2. Примитивная и неточная рифма (моя-твоя, бежать-гнать).
3. Неправильное построение предложений, синтаксически и стилистически порой
настолько безграмотное, что теряется смысл.
4. Бедность лексики, малый запас слов.
5. Штампы - избитые выражения. Кстати, часто встречающаяся тема - тоже штамп.
6. Подражание и наивность. Они, как и штамп, почти неизбежны у начинающих авторов.
7. Риторика, декларативность, плакатность - все это красивая, но пустая трескотня.
8. Бедность образов, отсутствие эпитетов, метафор.
Нужно, чтобы каждое слово, каждая строка несли нагрузку, работали на смысл всего стихотворения. В каждом стихотворении должна быть глубина, своя находка, своя изюминка, некая тайна, недосказанность…
Для развития личности очень важна творческая атмосфера, общение хотя бы время от времени с творческими людьми. Но всё же лучшая школа - самообразование. Надо много трудиться в тишине и в уединении. Нужен широкий кругозор, знание классиков, причем, не только поэтов. Необходимо интересоваться искусством, наукой, всеми сторонами жизни.
Поэтическое мастерство приходит со временем, если будет желание и воля трудиться, если есть тяга к творчеству, если серьёзно работать над стихами. Записал то, что выплеснулось в минуту вдохновения, а потом шлифуй, подбирай точные слова, проверяй ритм, рифму - работай над стихотворением, как над любым произведением! Талант надо развивать, лелеять, иначе он заглохнет. Талант - это зерно, которое нужно взращивать бережно и неустанно!
Поэзия, по выражению Марины Цветаевой, первый сантиметр Неба, то есть восхождение к духовному. Творчество каждого человека - это со-творчество с Творцом, который создал человека по своему образу и подобию, вложив в нас тягу к творчеству. Оно даётся в труде, но в нем - спасение от всех бед и огромное счастье. Об этом и стихотворение поэтессы из г. Трёхгорного Любови Кулагиной.
Зачем Творец создал творца,
И с ним уменьем поделился?
Чтоб каждый, скорбь согнав с лица,
Мог красотою причаститься.
Искусства мир - творенье мук,
Души прекрасное виденье,
В нём - сердца пламенного стук,
Наполненного вдохновеньем.
И очищается душа,
Соприкасаясь с красотою.
И дело доброе верша,
Душа беседует с душою.
Нина Ягодинцева
Так тигр подходит к бабочке, смеясь,
И в первый раз пьянея на охоте…
Он осторожно втягивает когти:
Откуда эта радужная вязь?
Откуда эта пряная пыльца
И воздуха неуследимый трепет?
Он морщит нос и любопытство терпит,
Как терпят боль, пощады не прося.
Он тянется, дыхание тая,
Он видит всю её, почти не глядя,
В разлете крыл, как в крохотной тетради,
Прочитывая буквы бытия
Потом уходит, мягок и тяжел,
Своей кровавой славе потакая,
Легко угрюмый воздух обтекая,
Запоминая то, что он прочел
Она живет ещё какой-то час,
Ещё какой-то век своей свободы,
Со всей великой библией Природы
Одною этой встречею сочтясь.
Людмила Дугарь
Мы поднимаем наши крылья,
Мы разделяем боль и свет.
Сердца ведь наши не остыли,
В душе всегда живет поэт!
Мы снова вместе в новый день идем
И будем жить, смеяться, верить в чудо!
Мы с вами обязательно споем
И дорожить общеньем нашим будем.
И звукам «ЛИРЫ» подпоют ветра,
Забьется сердце музыкой красивой.
Желаем вдохновенного пера,
Удачи, счастья в творческих приливах!
* * *
Опять встаёт весна за окнами,
И крыльям очень в небо хочется,
Вновь пробуждает чувства добрые
Златая «Лира» силой творчества!
* * *
Как пьяница, живущий без вина,
Так без тебя, поэзия, живу я…
Но только дай мне каплю огневую -
И вновь душа моя пробуждена!
* * *
Нам кажется порой: судьба так безнадежна.
Зачем карает нас её тугая плеть?
Не покидай меня, любимица-надежда,
Я спел ещё не всё, я должен уцелеть.
Бывает ночь темна и власть её безбрежна,
А свет - он только там, где улыбнулась ты.
Не покидай меня, красавица-надежда,
Не прячь под капюшон прекрасные черты.
Победа доброты не так уж неизбежна,
Ей мало наших слов, ей много надо сил,
Не покидай меня, волшебница-надежда,
Я так тебя ещё ни разу не просил!
Лидия Кобзарь-Шалдуга,
руководитель литературного клуба «Лира» ЦРТИ «Феникс»
г. Златоуст
ПО СТРАНИЦАМ РУБРИКИ...
В январском творческом клубе мы представляли вашему вниманию стихотворение Геннадия Швеца и новогоднее поздравление Надежды Васякиной, рубрику «Моя книжная полка» и «Заметки о стихосложении» Лидии Кобзарь-Шалдуга.
В ноябрьском номере за 2009 год читайте подборку стихов Рината Юсупова «Глядя в небо».