Тема доступности городской среды (как, впрочем, и среды деревенской, поселковой и прочих мест проживания людей) для инвалидов не теряет своей актуальности ни на минуту. Говорят об этом все чаще, однако фактические сдвиги происходят довольно медленно.
С 14 по 18 июля в Новосибирске состоялся семинар «Основные направления работы в регионе по выполнению требований Конвенции о правах инвалидов по формированию доступной среды для инвалидов». О том, чем отличалось это мероприятие от всех предыдущих на подобную тему, что стало главным в обсуждениях участников, мы беседуем с председателем ЧООО ВОИ Еленой Карловной Куртеевой.
– Елена Карловна, почему в этот раз семинар проводился именно в Новосибирске?
– Дело в том, что совсем недавно ЦП ВОИ выбрало новую форму взаимодействия с органами исполнительной власти по вопросу создания в городах, поселениях и прочих территориях доступной среды. Точнее сказать, определило роль общественных организаций инвалидов в этом процессе. Суть ее сводится к консультационной работе. Если раньше на ВОИ возлагалась непосредственно паспортизация всех городских объектов с замерами и оценкой доступности, то теперь первоначально техническими измерениями будут заниматься специализированные компании, составлять для того или иного здания проект по проведению мероприятий по доступности. И лишь потом этот проект согласуется с общественной организацией инвалидов. Словом, нам неважно, какое будет крылечко – деревянное, золотое или серебряное. Главное – чтобы инвалид мог беспрепятственно по нему подняться. Мы – лишь потребители услуг, поэтому должны просто их получить, а не задумываться о том, насколько они доступны для нас. После определения этой кардинальной позиции и было принято решение провести ряд семинаров – начались они с Дальнего Востока, Сибири, в июле прошло мероприятие в Новосибирске, чуть позже – состоится на Урале.
– Предваряя мой следующий вопрос, вы уже обозначили особенность Новосибирского семинара. Как вы считаете, подобная политика в вопросах решения проблем с доступностью верна?
– На мой взгляд, абсолютно. Общественные организации инвалидов – не профессионалы в плане инженерно-строительных работ. Мы не всегда можем верно обозначить длину пандуса, в зависимости от высоты входа, прочие технические характеристики используемых стройматериалов. Повторюсь, но самое важное для нас – получить услугу, потребителем которой мы являемся, будь то покупка продуктов, заказ загранпаспорта и прочее.
– Как обстоят дела с доступностью в самом Новосибирске? В программе семинара у вас было заявлено практическое занятие на эту тему.– К сожалению, дождливая погода помешала нам провести его. На предмет доступности исследовалась территория гостиницы – здесь особых претензий нет: у парадной лестницы перила, имеется козырек к входной группе, куда и подъезжали машины с инвалидами. В туалетах есть отдельные кабинки для колясочников. Если говорить о близлежащих улочках, то, когда мы вышли ненадолго прогуляться, особой доступности я не заметила. Есть определенные проблемы, как и во всех городах России.
– Насколько доступен сейчас Челябинск? Что делается у нас для обеспечения доступности городской среды для инвалидов?– Я живу в Челябинске всю жизнь. Если говорить о доступности 20–30 лет назад, безусловно, дела обстояли намного хуже, чем теперь. Хозяин какого-нибудь магазина мог просто из добрых побуждений сделать перила для лестницы в 5–7 ступеней, а так никто ничего не организовывал. Сейчас видна заинтересованность как собственников помещений, так и городских властей в том, чтобы город был доступным. Любые мероприятия европейского или мирового уровня, все чаще проводимые у нас, сразу подразумевают осуществление каких-либо действий по доступности. Это происходит ввиду того, что из-за рубежа к нам приезжают в том числе и зрители с инвалидностью. Россия, в частности Челябинская область, заинтересована показать доступность нашего города.
– Елена Карловна, почему же продвижение по организации доступности среды происходит так медленно?– На мой взгляд, во-первых, не всегда результаты фактического строительства соответствуют первоначальному проекту. Во-вторых, часто ООИ вообще не привлекаются к консультациям на этапах проектирования объектов.
– Что ж, будем надеяться, ситуация хоть и медленно, но верно будет меняться в лучшую сторону.Беседовала Людмила БАБЕНКОВА.