Вот ведь как бывает: словно отклик на эмоциональные заметки Натальи Потаповой по поводу нашумевшего фильма «Класс коррекции» (см. «МиЗ» № 4 за апрель 2015 г.) на электронный адрес редакции пришла целая летопись на ту же тему – обучения в коррекционном учебном заведении.
Непридуманная история девочки с тяжелой формой ДЦП удивительным образом перекликается с придуманным, но основанным на печальной российской реальности сценарием талантливого и жестокого фильма Ивана Твердовского. И хотя их роднит искренность и предельная откровенность повествования, во всем остальном эти две истории – полная противоположность.
Автору этих автобиографических заметок – Марине Бузиной – сейчас 18 лет. Она инвалид 1 группы (ДЦП), в прошлом году окончила Кусинский реабилитационный центр. Писать стихи и прозу начала в 6-м классе. Пробует себя и в других занятиях, например, в игре бочче.
«История моего преображения» – это светлые воспоминания о неповторимом для каждого человека периоде – детстве и отрочестве, первых шагах к самостоятельной жизни, отягощенных болезнью, и дружеских добрых руках, поддерживающих на этом непростом пути. Это рассказ о педагогах и друзьях, об огорчениях и радостях, о взрослении и расставании – в общем, о классах коррекции с 3-го по 6-й.
3-й класс. Знакомство
Раньше я ничего не знала о Кусинском областном реабилитационном центре (КОРЦ)), до того времени, пока врач в санатории «Огонек» не посоветовала моей маме привезти меня сюда. Мне было 10 лет. Я только теперь поняла, как трудно было моим близким принять это решение, ведь Челябинск далеко, а я еще сама ничего не умела: ни есть, ни одеваться, ходила плохо, только в пределах помещения и нуждалась в поддержке. Но выбора не было, надо было что-то предпринимать…
Дорога до Кусы была долгая, но вокруг такая красота! Я восхищалась горами, лесом, озерами. На территории КОРЦ мне тоже все очень понравилось: деревья, цветы, игровая и спортивная площадки. Нас встретили на вахте очень приветливо, потом нужно было оформить документы, показаться медику, а по коридорам ходили дети и с интересом смотрели на нас. Мы поднялась в мою комнату № 208. Она была просторная и светлая. Мне помогли переодеться, разобрать вещи. И вот все ушли – я осталась одна. Признаться, я боялась этого момента, ведь до сих пор я не оставалась без родителей более чем на пять дней в «Огоньке». Но я знала, что должна быть мужественной, и, кроме того, мне было все очень любопытно и волнительно. Первую ночь я спала одна, вернее, со своей куклой, которую привезла из дома. Потом ко мне подселили Таню С. и Свету П. Мы сразу подружились. Я познакомилась с другими ребятами в классе, рассказывала о себе, показывала фото.
В быту мне помогали санитарки, особенно тетя Нина – она со мной разговаривала, заплетала мне косички. Учителя были хорошие, и я старалась хорошо учиться и вести себя. На переменах играла в коридоре или в классе, читала, ходила в библиотеку, собирала конструктор. Из дома звонили раз в неделю, я спускалась на вахту и разговаривала с родными.
Еще я занималась техникой «изонить», научилась вдевать иголку и неплохо вышивала, правда, сначала путалась. Много рисовала – это помогало развивать руку. Еще ходила на ЛФК и открывала дверки специальными ключиками. Мне было удобно самой ходить в столовую – она была на нашем этаже. На первый этаж можно было спуститься на лифте, а по лестнице я ходить боялась и спускалась очень медленно. Я видела много детей, у которых были свои трудности, но они с ними справлялись сами: кушали, одевались, стирали себе вещи. У многих не было родителей. Некоторые совсем не могли ходить и передвигались на коляске.
Я тоже стремилась все делать самостоятельно, но когда надо было справиться побыстрее, мне помогали, потому что я все делала медленно и часто последняя оставалась в столовой доедать.
Во второй четверти начались занятия по реабилитации. У меня не получались некоторые упражнения: сесть с лежачего положения, взмахивать руками и вставать. Не все понимали, что я говорю. Я любила ходить на физиопроцедуры, массаж, но не могла залезть в ванну на гидромассаже – два раза помучилась, а потом стала опускать в ванну только руки. Вторая четверть кончилась новогодним утренником. Представление было веселым, ребята выступали, пели и, конечно же, были подарки.
Все тетради и рисунки я привезла домой показать. Родители успокоились, потому что мне здесь понравились, и я возвращалась в КОРЦ уже с радостью.
(Продолжение в следующем номере)
Марина Бузина,
выпускница Кусинского областного реабилитационного центра