www.miz-ural.ru


«Так хочется отбросить костыли…»

В последнее время вопрос доступности городской среды для инвалидов стал гораздо чаще подниматься в печатных и электронных СМИ. Например, газета «Челябинский рабочий» опубликовала статью Ольги Семенюк о решении проблем маломобильных граждан: о приобретении низкопольного транспорта, строительстве пандусов и т.д.
Читал я и о том, как здоровые люди Челябинска и Москвы ради эксперимента прокатились на колясках по городским улицам и убедились, что мобильность людей, вынужденных перемещаться на колясках, близка к нулю. То же можно сказать о людях пожилого возраста, которым трудно подниматься по лестницам, заходить в транспорт, преодолевать высоченные бордюры и другие препятствия.


Но, на мой взгляд, низкопольный транспорт не решит проблемы. В идеале нужно, чтобы все виды транспорта имели подъемные механизмы, а помещения были оборудованы лифтами или эскалаторами. Эту проблему надо решать в масштабах страны, чтобы заводы России получили техническое задание на выпуск транспортных средств, обеспечивающих доступ в них маломобильных людей.


Будучи в Германии, я видел, как водители автобуса обслуживали колясочников и пожилых людей, поднимая их в автобус и опуская на дорогу при помощи специальной подъемной площадки. На вокзале из поезда люди выезжали на колясках непосредственно на платформу, а затем с помощью лифта или эскалатора оказывались в помещении вокзала. Во всех местах общественного пользования (туалеты, парикмахерские, столовые, кинотеатры и др.) указаны места для маломобильных людей на колясках. Дети, которые перемещаются на колясках, учатся в общеобразовательных школах наравне со здоровыми сверстниками, занимаются спортом. Я ни разу не увидел там людей на костылях. Маломобильные люди передвигаются на колясках с электроприводом или на хорошо изготовленных протезах. Кругом созданы условия для их полноценной жизни. А у нас?

В России очень острая, на мой взгляд, проблема - преодоление лестничных маршей и препятствий на дорогах инвалидами на колясках и костылях. Я знаю, о чем говорю, потому что всю жизнь, а мне 74 года, прошагал на костылях. Мне повезло, я учился в обычной школе - №48, в Челябинском машиностроительном техникуме (хотя пролил немало слез, чтобы добиться медицинской справки для поступления), после окончания которого работал на ЧТЗ и учился на вечернем отделении механико-технологического факультета Челябинского политехнического института. На заводе отработал 52 года, из них с 25 лет на руководящих должностях.

Как-то я не выдержал и написал письмо Председателю Правительства РФ Путину В.В. с просьбой поручить одному из предприятий оборонной промышленности (они сегодня не очень загружены) спроектировать и наладить серийное производство колясок, на которых можно будет преодолевать лестничные марши. Письмо, видимо, было направлено на рассмотрение в местные органы власти, и, судя по ответу, его изучали не очень внимательно. Мне сообщили, что ОАО «МиассЭлектроАппарат» занимается разработкой коляски с электроприводом, управляемой «джойстиком», однако и она не обеспечена финансированием со стороны органов социальной защиты. Что ж в этом хорошего?

И потом я-то просил создать коляску, которая «шагает» по лестнице, так как существующие коляски не приспособлены для движения по ступенькам, поэтому многие маломобильные люди, живущие на втором и выше этажах, не могут выйти на улицу без посторонней помощи. Причем, в просьбе моей нет ничего нереального. Такая чудо-коляска уже разработана бывшим хирургом Владимиром Ефимовичем Локсеевым из Приморского края. Образец коляски показывали по телевизору, информация о ней имеется в Интернет на сайте «Подъемники лестничные для инвалидов-колясочников». Изобретатель Локсеев получил патент на свое изобретение, однако ни одно предприятие не берется довести его идею до ума и начать серийное производство. Все одобряют, но никто не хочет помочь колясочникам.

Да что далеко ходить! В Снежинской фирме «ИН-Новатор» разработан проект инновационного кресла-коляски для маломобильных людей. С ее помощью они могут перемещаться по лестницам в обоих направлениях и маневрировать в ограниченных городских пространствах. Но в наших министерствах об этом изобретении, похоже, даже не знают.
А ведь от беды никто не застрахован, мобильность у людей может уменьшиться одномоментно или постепенно - в результате травмы или с годами. Поэтому надобность в таких приспособлениях в наших российских условиях очень высока. Ведь маломобильным человеком может быть и инвалид, и пожилой человек, и ребенок.

Я не о себе беспокоюсь, мне за державу обидно, где так называемые люди с ограниченными возможностями выброшены на обочину жизни, о них редко вспоминают руководители «с ограниченными возможностями по принятию решений», разве что в Международный день инвалида да в период Паралимпийских игр. Мне думается, что в области есть предприятия, которые смогут осилить решение этой проблемы. Но организация и финансирование предлагаемого проекта зависит от областных властей и в первую очередь - от губернатора М.В.Юревича. Надеюсь, что Михаил Валерьевич понимает, насколько она важна для маломобильных людей и их родственников.

Извините за настойчивость, но мне так хочется пожить с коляской, умеющей шагать по лестницам. На костылях ступеньки преодолеваются уже с большим трудом…

Алексей Васильевич Ткаченко,
Почетный ветеран ЧТЗ, Заслуженный машиностроитель РСФСР, кавалер ордена «Знак Почета»