www.miz-ural.ru


«Я в синий троллейбус сажусь… лишь в мечтах»

Станет ли общественный транспорт доступным для инвалидов Челябинска?

Инвалиды-колясочники, члены организации «Молодая Гвардия Единой России» и Общественной молодёжной палаты при Законодательном собрании области собрались 23 марта 2011 года около офиса Муниципального унитарного предприятия «Челябгортранс». Причиной для встречи с руководством предприятия послужило отсутствие городского специализированного общественного транспорта для перевозки маломобильных групп населения и невыполнение органами местного самоуправления функций по созданию условий инвалидам беспрепятственного пользования всеми видами городского транспорта на территории Челябинска.

А поводом – первый и единственный в истории областного центра случай, когда маломобильный инвалид, председатель общественной организации больных рассеянным склерозом выиграл суд, отстояв тем самым свои права на свободное передвижение по городу на общественном транспорте. Суд вынес решение о замене неприспособленного для инвалидов городского транспорта на низкопольный. Но как скоро оно осуществимо и осуществимо ли вообще?

По словам заместителя начальника Управления транспорта Администрации города Челябинска Натальи Кулаковой, «в 2011 году планируется обновление общественного муниципального транспорта, но, к сожалению, за один год невозможно заменить весь транспорт низкопольным. Стоимость обычного автобуса — 5 млн. руб., а транспорт, приспособленный для людей с ограниченными физическими возможностями, стоит на 2–3 млн. дороже. В этом году будет закуплено 6 низкопольных транспортных средств, которые «закроют» маршруты в центре города. К 2014 году планируется поднять эту цифру до 44 единиц».


В решении этой проблемы городская Администрация будет полагаться на частный маршрутный городской транспорт. В Положении конкурса для частников внесен критерий, по которому 20% автопарка должны быть низкопольными. Однако данный коэффициент явно занижен, например, в Перми, Тюмени и Казани он составляет 35–50%.

Александр Галкин, лидер Челябинских молодогвардейцев, заместитель председателя Общественной молодежной палаты при ЗСО: «По состоянию на 1 июля 2010 года численность инвалидов всех категорий в Челябинской области составляла 242 498 человек. Еще 600 тысяч человек относятся к маломобильным группам населения. Таким образом, общая численность граждан, нуждающихся в беспрепятственном доступе к объектам социальной инфраструктуры, составляет 23,8% от численности населения Челябинской области, т.е. каждый пятый. Необходимо учитывать, что к маломобильным группам населения относятся не только инвалиды с поражением опорно-двигательного аппарата и инвалиды по зрению и слуху, но и лица преклонного возраста, беременные женщины, люди с детскими колясками, дети дошкольного возраста, временно не трудоспособные.

Все эти категории горожан нуждаются в доступной окружающей среде и повышении уровня комфортности жизнедеятельности. Считая проблему доступа маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры чрезвычайно актуальной для Челябинской области, мы не стоим в стороне, а прилагаем все усилия для её решения и тесно сотрудничаем в этом вопросе с общественными организациями инвалидов».

Евгений Коробейников, председатель Челябинской региональной общественной волонтерской организации «ДоброВолец», член клуба инвалидов-колясочников «Стимул» ЧООО ВОИ: «Мы понимаем, что затраты на покупку низкопольного транспорта будут колоссальными, ведь одновременно необходима реконструкция остановочных комплексов. Поэтому готовы к сотрудничеству и оказанию консультационной помощи при благоустройстве остановок и при проведении конкурсов и тендеров на закупку низкопольного транспорта, как муниципального, так и маршрутного. Мы хотели бы принимать участие во всем, что делается для нас, инвалидов. Поэтому наше обращение по включению нас в конкурсную комиссию для мониторинга образцов низкопольного транспорта считаем объективным и отвечающим интересам всех маломобильных категорий населения».

На переговорах инвалидов и транспортников прозвучали такие статистические данные: в нашем городе около десяти тысяч инвалидов-колясочников. Если их так много, почему мы их не видим? Да потому, что у них нет возможности свободно передвигаться по городу. Ведь проблема заключается не только в отсутствии доступных общественных средств передвижения, но во всей инфраструктуре: бордюры, входные группы, не приспособленные для маломобильных групп населения, тоже является неотъемлемой частью рассматриваемой проблемы.

Еще одна интересная цифра. Оказывается, в год инвалид-колясочник совершает всего около тридцати поездок на общественном транспорте. Так стоит ли «копья ломать» и тратить миллионы на закупку низкопольного транспорта – резонно рассуждают чиновники. Но позвольте, как же колясочник будет совершать большее количество поездок, если каждая поездка отнимает у него множество физических и нервных усилий? Уж лучше он посидит дома и посмотрит из окна на протекающую мимо жизнь...



И все-таки движение в сторону решения проблемы уже просматривается: еще в октябре прошлого года в городской думе обсуждался вопрос: «А нужен ли вообще низкопольный транспорт в Челябинске?» Сейчас необходимость его уже вне сомнения. Вопрос только в том, насколько быстро и активно будет проходить этот процесс. Но активисты инвалидных и молодежных организаций будут держать его на контроле.

Олег Крайних