Наталья Титова из города Пласта, член правления местной организации ЧООО ВОИ, явно относится к категории людей, которым «больше всех надо». Сама жить спокойно, «в меру возможностей» не умеет и другим не дает. Но, признаться, такая жизненная позиция мне лично больше по душе, чем осторожное существование по принципу «как бы чего ни вышло»…В Наташе с первого взгляда подкупает искренность и готовность к диалогу. Она охотно рассказывает о себе, причем, совсем не старается затушевать какие-то свои слабые стороны.
– Все, чего я добилась в жизни, это заслуга моих родителей, которые во всем меня поддерживали, – говорит она. – И все окружающие меня люди – родители, брат, родственники и друзья – вели себя так, чтобы я не чувствовала комплекса от своей инвалидности. Училась я в обычной школе, правда, на домашнем обучении, так как школы наши не приспособлены для людей в колясках. Даже в общество инвалидов меня в свое время привела мама, потому что увидела, что я нуждаюсь в общении, в активной деятельности, а замкнутое состояние может перейти в депрессию. И в Академию культуры и искусств в Челябинске, где я училась заочно по специальности музеевед-педагог, мама ездила вместе со мной – сессии ведь проходят в межсезонье, и мне на коляске было трудно передвигаться без помощи посторонних.
– Интересная у тебя специальность… И редкая, не из обычного набора: экономист, юрист, психолог. Ты ее сама выбрала?Наташа смеется и поясняет:– Кстати, я тоже чуть не «угодила» в психологи, когда в нашем городе набирали группу на дистанционное обучение по этой специальности. Но на собеседовании мне доходчиво объяснили, что психологом я быть не могу по трем причинам: маломобильна, сама нуждаюсь в психологической помощи, нет опыта работы. Эти аргументы показались мне настолько оскорбительными и лишенными всякой логики, что я даже не нашла слов для возражения, думала только о том, чтобы не разреветься. Вот так я не стала психологом. Может, оно и к лучшему. Моя специальность мне нравится. Знания, которые я получила в академии (а училась я, кстати, хорошо и закончила без троек), можно применять в разных областях деятельности и разных учреждениях.
– То есть ты нашла в своем городке работу по специальности?– Да, немного поработала в нашем городском музее, но довольно скоро вынуждена была уйти… Какое-то время сидела дома без работы и вот тут-то, увидев мое «закисание» от бездействия, мама и посоветовала сходить в общество инвалидов – может, там для меня дело найдется. И, действительно, нашлось. Да не одно! Во-первых, Людмила Петровна Перчаткина, председатель Пластовской организации ВОИ, помогла мне устроиться в женсовет – собирать архивные материалы по истории этой организации. А, во-вторых, я довольно скоро стала участвовать во всех делах общества инвалидов, особенно спортивных. Стараюсь пробовать себя в разных видах: в гонках на колясках, фигурном вождении, шашках, дартсе. В этом году освоила новый для меня спорт – армреслинг, даже заняла 1 место на летней спартакиаде в своей категории. Впрочем, даже когда особенных успехов не добиваюсь, меня это не огорчает. Главное, что я не одна, узнаю что-то новое, общаюсь, укрепляюсь физически. Сама ощущаю, насколько стала более раскованной, уверенной в себе и самостоятельной. Даже решилась на то, чтобы жить отдельно от родителей, полностью себя обслуживать.
– Ну, и как – получается?– Бывает, конечно, трудно. Для человека на коляске и в большом городе мало что приспособлено, как мы убедились во время последнего слета молодых инвалидов, на котором специально изучали проблему доступности. А в нашем городе Пласте пока к этой проблеме и не подступали. Надо организовать молодежь, создать инициативную группу, провести мониторинг объектов. Я теорию хорошо усвоила, знаю, с чего начать, но где взять эту самую молодежь? Активных людей среди молодых инвалидов очень трудно найти. Все сидят по своим квартирам и жалеют себя. Самое бесполезное и тупиковое занятие, скажу я вам. По себе знаю, хотя я в такое состояние надолго не погружалась. Родные не давали, и по характеру я все-таки человек активный, беспокойный. Пыталась как-то собрать ребят, свозить на экскурсию в Ильменский заповедник, но все сорвалось из-за их нежелания тронуться с места. Откуда такая инертность у молодых – не понимаю! А еще больше не понимаю тех, кто в ответ на предложение прийти в общество инвалидов и заняться каким-то делом, спрашивает: а что мне за это будет? Так и хочется ответить: жизнь тебе за это будет, а не выживание и не жалкие подачки. Хорошо, что не все такие, что все-таки есть единомышленники, а со временем – я верю! – их будет еще больше.
Т. Филиппова