www.miz-ural.ru


А завтра снова рассвет

Моя встреча с главным героем материала состоялась неожиданно. Заглянула в офис сельского общества инвалидов по делам службы и ахнула: яркое лоскутное одеяло, разостланное по дивану, казалось бесконечным. Каждый лоскуток – с кармашком, в каждом кармашке – записка с желанием. И все бы ничего, да сшито это одеяло людьми особой категории. Сильная воля, доброе сердце, чуткая к чужим проблемам душа. В стежках лоскутного одеяла – забота инвалидов. «Чтобы каждому стало тепло от рук наших, радостно от улыбок наших, не больно от слёз наших», – слова Валентины Андреевны Иваничко, председателя общества инвалидов, не служебная тирада, скорее – выстраданная сердцем просьба, обращенная ко всем сразу. Чтобы не забывали инвалидов, не обижали безразличием или капризным отчуждением. Давайте будем чувствовать себя на равных.


Сашка и Сашенька



Гильметдин – имя в переводе с башкирского значит долготерпимый. Но по-русски его все зовут Сашка. Нет у долготерпения национальной принадлежности, а теперь у Александра Валеева нет и ограниченных возможностей. Ведь он один воспитывает сына – Сашеньку. Жена оставила мужа и сыночка, когда старший Саша заболел. Но они выдержали страдания, рассчитанные судьбой человек так на десяток.

…Очнулся Гильметдин в реанимации, когда хирург откуда-то издалека попросил: «Сожми мою руку. Ого! Жить будешь!». За шесть часов до этого пациент кардиологического отделения «слышал» всеми нервными окончаниями, как выдергивают врачи из его тела искусственные сосуды, по которым во время замены артериального клапана на сердце искусственный орган гнал кровь по малому и большому кругу. А рядом, вне тела, лежало собственное Сашкино сердце. Оно билось. Оно жило вместе с Сашкой. Рукопожатие с хирургом, отключение от аппарата искусственной вентиляции легких – короткий эпизод после полета души по лабиринту бесконечности. Теперь жизнь надо начинать сначала.

За горами, лесами счастье ждет меня

Всего год выдержал Гильметдин вторую группу инвалидности, воспринимая новый статус как второй сорт существования. Выпросил третью – рабочую, хотя в практике комиссии ВТЭК Сашкино заболевание не совмещается со службой. Но надо сына растить, учить его любить жизнь так же, как любит ее он сам – искренне и сердечно. Гильметдин устроился электромонтером в ЖЭК. Хозяйство ему досталось хлопотное, присесть некогда. А после смены скорей домой, к сыну. Жили тогда в Челябинске, в общежитии – в период перестройки семью исключили из списка очередников на улучшение жилья. Купить квартиру для инвалида – роскошь недостижимая. В сыром помещении коммунальной «общаги» Сашенька стал часто болеть, диагностировали астму. Отец решил перевезти сына в село, подальше от городской пыли.

Судьба забрасывала Гильметдина в молодости в с.Миасское. Тогда еще пришла молодому командировочному мысль: вот бы поселиться жить здесь. Очень уж красивая природа, чистый воздух и люди радушные. Мечта материализовалась через 25 лет. Адаптировались два Александра в селе легко. Младший с интересом учится в девятом классе, старший тоже нашел отдушину – пришел в местное общество инвалидов и с первой секунды стал незаменимым.

(Гильметдин Валеев справа)

– Здесь для инвалидов, а их в районе более 600 человек, есть, что называется, и хлеб, и зрелища, – рассказывает председатель В.А. Иваничко. – Подешевле продукты, часты культурно-развлекательные мероприятия. На всю область известен наш ежегодный «Ситцевый бал»! В нашей немалой картотеке значатся земляки с разными заболеваниями. Но вместе с нами они легче адаптируются к новым условиям жизни с ограниченными возможностями. Я смотрю на них и убеждаюсь: не считают они себя ущемленными. Наоборот, их души открыты для общения и для участия людского. Вот и Гильметдин нашел себе занятие по интересам.

Александр-старший стал инициатором шахматного клуба для инвалидов. Впервые в прошлом году команда под его руководством приняла участие в областной спартакиаде спортсменов с ограниченными возможностями.
– Они с таким оптимизмом относятся к жизни, что невольно заряжаешься их необыкновенным состоянием души, – говорит Александр. –  Как дети, радуются маленьким удачам. И я понимаю теперь: инвалидность – это не конец жизни. Каждый из них старается выбрать работу или занятие по силам. Главное, чувствовать себя необходимым, способным еще и поддержать в сложной ситуации других.

…Каждый вечер произносит Александр заветную фразу: «Еще один счастливый день моей жизни прожит не зря. Мы временно на этой Земле, и дай Бог всем быть здоровыми и очень-очень счастливыми». А завтра он с душевным трепетом встретит рассвет, проведет теплой ладонью по вихрам сына, и заразительный смех двух Александров укрепит мир Надеждой, Верой, Любовью.




(Гильметдин Валеев слева)

Анна Могулёва, Красноармейский район