www.miz-ural.ru


«Только вместе мы – сила!»

Начало для каждого бывает разным. Любой из лидеров и активистов ВОИ может рассказать свою историю о том, как начинался его путь в организацию. Мы решили спросить об этом председателя ЧООО ВОИ Елену Куртееву.

«Оказывается, нас много…»

Елена Карловна на минуту задумалась, переносясь мысленно от стола с бумагами и бесконечных телефонных трелей в конец 80-х прошлого века, в маленькую квартирку, где в кроватке безмятежно спал ее первенец – сын Женя. Тут раздался звонок, и ее пригласили на собрание. «Организацию свою будем создавать», - сообщил невидимый собеседник. Молодая мама встрепенулась было: любопытно, что за организация, чем будет заниматься, чем она, Елена, может быть полезна? Но куда пойдешь с малышом, когда в поликлинику и то проблема выбраться…


Однако на повторившееся через год приглашение она ответила согласием.
- Собрание проходило в Доме культуры слепых, - вспоминает Елена Карловна. – И первое, что меня удивило, – большое число инвалидов-опорников в одном месте. Даже не думала, что нас так много, ведь на улицах тогда человека в коляске или на костылях редко встретишь. Я как-то привыкла, что я одна такая, с проблемами в передвижении. Так было в школе, в институте, на работе. Единственное место, где встречалась и общалась с «собратьями по несчастью», – это санатории, в которых проходила курс лечения. Там и общались, делились проблемами, опытом жизни и выживания, а потом опять возвращалась в привычный круг коллег, друзей, знакомых. А люди с инвалидностью на время будто растворялись, исчезали из поля зрения. Но я знала, что где-то, за стенами квартир, их очень много, и большинству из них нужна помощь, потому что им трудно справиться со своими проблемами в одиночку.

- Вы, собственно, уже ответили на вопрос, который я собиралась задать. Зачем вам, вполне состоявшейся во всех смыслах молодой женщине (я имею в виду образование, работу, замужество, материнство), организация, которая вряд ли тогда могла что-то добавить в вашу жизнь? Ведь не секрет, что многие вступают в общественную организацию с прямым вопросом: а что я с этого буду иметь?

- Да, вы правы. Мне хотелось быть полезной людям, с проблемами которых я была знакома не понаслышке. Но мне удавалось их решать в силу правильного воспитания или характера, или того и другого вместе. А кому-то это не было дано… Да еще и время было такое – люди жили надеждами на перемены. И все верили, что они могут быть только к лучшему. Сидеть и ждать этих перемен – тоже не для моей деятельной натуры. В общем, на этом собрании была создана Челябинская городская организация ВОИ, возглавила ее Нина Ивановна Суслина, а я вскоре стала членом президиума.

Работы было много: мы организовывали спортивные соревнования, вытаскивали на них инвалидов из своих квартир. Я тогда была не только организатором, но и участником соревнований. Надо отметить, во всех тогда чувствовался неподдельный интерес к общественной деятельности. Кроме того, в тот период на нас возлагалась городскими властями еще и распределительная функция. Во времена тотального дефицита нам давали талоны на всякую бытовую технику и прочие товары, которые мы распределяли среди инвалидов города.

Но, сразу оговорюсь, мне не очень нравилась атмосфера нездорового соперничества, которая возникла между областным и городским обществами инвалидов. Поэтому, как только образовалось общество инвалидов Калининского района, я начала работать там. Была членом президиума, потом – председателем.

Калининская организация всегда отличалась своей активностью в спорте и творчестве. Мы, между прочим, единственные, кто проводил свою, районную спартакиаду. Помогали молодым ребятам получить образование, выходили с рекомендациями на руководителей учебных учреждений, в том числе и высших. Впрочем, все не вспомнишь и не перечислишь – это ведь значительный «кусок» жизни, да еще в такое непростое время. Но главное, мне кажется, что организация заявила о себе, дошла до инвалидов, стала полезной и даже необходимой для многих из них.

«…И мы имеем право на достойную жизнь!»

- Понятно, что за четверть века многое изменилось. Областная организация ВОИ, которую вы возглавили семь лет назад, выросла численно, окрепла структурно, обрела систему форм и методов работы по реабилитации инвалидов и защиты их прав. Можно, конечно, подтвердить это цифрами и фактами. Но они не раз звучали со страниц газеты, поскольку так уж получилось, что она почти с рождения «отслеживала» по мере возможностей все большие и маленькие достижения общества инвалидов, откликалась на большинство его проблем. Давайте, оставив итоги для отчета, обратимся к тому, что наиболее злободневно для организации сегодня.

- Согласна. Я тоже не сторонник хвалебных юбилейных речей, хотя, безусловно, есть, чем гордиться, и есть, чему радоваться. Но давайте сосредоточимся на том, что огорчает, на что надо обратить первоочередное внимание. Это, безусловно, работа с молодежью, которой в организации – я говорю в целом по области – меньше, чем хотелось бы. Конечно, есть отделения ЧООО ВОИ, у которых можно поучиться работе по привлечению молодых инвалидов к делам общества, умению формировать лидеров из их числа. Наша задача – эффективнее распространять их опыт, а для этого считаю полезными и необходимыми уже ставшие регулярными зональные встречи и учебу актива местных организаций. Они гораздо результативнее, чем большие семинары и сборы в масштабах области, так как встречаются на них, можно сказать, соседи, жители близлежащих территорий, которые и в дальнейшем могут тесно общаться и помогать друг другу в работе, проводить совместные мероприятия.

- Ни одна встреча актива в последнее время не проводится без того, чтобы обсудить на ней вопросы по формированию доступной среды в городах и поселках области. Это сейчас, на мой взгляд, главный приоритет, та точка отсчета, от которой зависит результативность всей остальной работы и в конечном итоге, качество жизни каждого человека с инвалидностью. Только за последний месяц вы стали участником нескольких масштабных обсуждений этой проблемы на разных уровнях…

- Да, июнь был насыщен темой «Доступная среда». В начале месяца делегация Челябинской области, в которой, кроме меня, были еще Игорь Резвухин из Миасса и Ринат Юсупов из Златоуста, принимала участие во встрече представителей сразу трех огромных регионов России: Урала, Сибири и Дальнего Востока. Центральное правление ВОИ проводило в Иркутске межрегиональную конференцию «Государственная программа «Доступная среда»: опыт пилотных регионов и перспективы формирования безбарьерной среды в России.

- И что же показал опыт пилотных регионов?
- Если в двух словах, то даже с помощью серьезных финансовых вливаний невозможно сделать наши города полностью доступными в столь короткие сроки. Частично доступными – да, а вот переход к универсальному дизайну повсеместно в нашей огромной стране пока только мечта. Но, безусловно, все участники конференции получили много полезной информации, исходящей от непосредственных исполнителей пилотных проектов – архитекторов, представителей министерств социальной защиты. Была и практика – обследование объектов на доступность с последующим составлением подробного паспорта. Теперь нам предстоит передать свои знания и навыки на ближайших учебах и семинарах для того, чтобы сократить сроки паспортизации социально важных объектов в городах области для общероссийского реестра.

Вообще, к организации ВОИ отношение, безусловно, переменилось. Нас рассматривают как партнеров на уровне министерств и всех ветвей власти. Недавно я была участником круглого стола по проблемам доступной среды, организованном партией «Единая Россия», где прямо сказала о том, что подвижки происходят очень медленно и, как наши социальные партнеры, партия «Единая Россия» должна сделать эту программу одним из приоритетных направлений своей деятельности.

- Круглые столы, заседания, обсуждения, паспортизация – а где результаты? Как сказал кто-то из инвалидов на одном из таких заседаний: «Два года говорим, а цена вопроса – ведро цемента». Это про конкретную непреодолимую ступеньку у входа в аптеку… Не желает хозяин объекта делать его доступным – и все тут!

- О том-то и речь. Надо нам, инвалидам, больше участвовать в законотворческой деятельности, чтобы вносить свои изменения в нормативные документы, в том числе и в механизм воздействия за несоблюдение законов. Но на эту больную тему можно разговаривать бесконечно. И мы к ней не раз вернемся. А я хотела бы сказать о том, что организация сделала за 25 лет огромный рывок в своем развитии. Это уже не горстка людей, обделенных судьбой и просящих милости у власть имущих, и не распределитель подаяния между страждущими. Это сильное, уважаемое обществом и властью объединение людей, отстаивающих свои права на достойную жизнь. И я рада случаю поздравить моих коллег со славным юбилеем нашей организации, поблагодарить их за щедрость души, за готовность всегда прийти на помощь, за оптимизм и мужество, помогающие преодолевать любые барьеры. Время доказало: только вместе мы – сила.

Беседовала Т.Воловик