15 марта 1990 года у нас в области официально зарегистрирована Ассоциация родителей детей-инвалидов. «Наша цель – говорится в обращении родителей детей с физическими и умственными недостатками к общественности города и области, - довести до сознания всех, что у нас имеется значительное количество детей-инвалидов. Эти дети и их родители нуждаются в помощи, в социальной защищенности. Отношение общества к инвалидам отражает культурный уровень граждан. Сейчас законные права детей-инвалидов не гарантированы. Семьям, воспитывающим таких детей, не обеспечено социальное равенство…»
(«Милосердие и здоровье», июль 1990г.)
На защите детства
Вот уже несколько лет в Златоусте активно действует организация детей-инвалидов и их родителей «Особый ребенок», являясь подразделением городского общества инвалидов
(председатель Л.В.Шарапова).
Кто такие дети-инвалиды?
Дети-инвалиды - ангелы земли!
Сколько незаслуженной обиды
На себе они перенесли.
Сколько раз они лицом в подушку,
Чтоб не плакать на глазах у всех,
Говорили ночи, как подружке:
«То, что мы другие, – разве грех?»В организации «Особый ребенок» созданы все условия для развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Каждый может раскрыть свои способности, и в этом детям помогают талантливые педагоги: Эльвира Александровна Французова, Светлана Владимировна Корнилова, Наталья Геннадьевна Потапова.
Сегодня об успехах детей из «Особого ребенка» знают не только в городе Златоусте, но и во всей стране. Огромное количество побед в городских, областных, всероссийских и международных конкурсах дает основание для гордости за наших «звездочек».
Когда счастливы дети, счастливы и их родители. На глазах мамы и папы выступают слезы радости, когда ребенку вручают высокие награды. Впрочем, родители радуются за всех детей, потому что организация живет одной дружной семьей. Совместные семейные праздники, походы, летний отдых еще больше сплачивают коллектив. Они прекрасно знают, что трудности одному не преодолеть, поэтому стараются прийти на помощь тем, кто в этом особенно нуждается.
Чтобы каждый ребенок чувствовал себя защищенным и нужным, поверил в свои силы и способности, необходимо много любви и терпения, понимания и труда. Все эти качества свойственны председателю организации «Особый ребенок» Лилии Валерьевне Фазлетдиновой. Смотришь на это женщину и диву даешься, откуда в ней столько оптимизма, силы духа и доброты!
И еще – желания совершенствовать работу организации, искать новые формы и методы реабилитации детей с инвалидностью и интеграции их в общество. Так, совсем недавно, в период подготовки к 25-летию ВОИ, начал осуществляться новый социальный проект «Дети - детям», в рамках которого идет плодотворное сотрудничество с учащимися школ №38 и №23.
Цель проекта - активизировать и объединить созидательный потенциал подрастающего поколения в создании максимально благоприятных условий для улучшения жизни детей-инвалидов и формирования в общественном сознании отношения к ним как к равным членам общества. Знакомство обычных и «особых детей» началось с того, что школьникам предложили ответить на ряд вопросов, касающихся отношения к детям- инвалидам.
В результате 100% учащихся ответили, что дети-инвалиды должны жить полноценной общественной жизнью, было много предложений по улучшению их положения в обществе. Также 100% опрошенных считают, что средств, выделяемых государством на содержание детей-инвалидов, недостаточно.
Вот некоторые высказывания учащихся по данной проблеме:
«…Дети-инвалиды боятся выходить на улицу, им страшно, что на них будут смотреть не так, как на всех, а еще хуже, если вслед услышат: «Боже мой, и зачем его мать на свет родила?» Ты говоришь это с жалостью, а представь, каково ему, что он чувствует!?»
«…Я думаю, что гуманное общество должно иметь правильное восприятие детей-инвалидов, протягивать им своевременно руку помощи. Это будущие полноправные члены общества, к которым нужно относиться с уважением».
«…Изучая данный вопрос, можно отметить, что сейчас люди с инвалидностью не принимаются российским обществом как полноправные его участники, на их проблемы чиновники обычно реагируют формально. А вот за границей человек с инвалидностью ни у кого не вызывает удивления или недоумения, потому все знают, что в обществе есть такие люди с особыми потребностями, и к ним надо прислушиваться».
Вторым шагом проекта стало непосредственное общение школьников с ребятами из центра «Особый ребенок». После этого у многих из них в корне изменились представления о детях-инвалидах.
Виктория Травина:«Сегодня мы ездили в центр «Особый ребенок», познакомились с детьми. Они нас очень тепло встречали. Мы вместе лепили, играли, пели, танцевали. Меня удивило то, что все дети очень веселые, добрые, много знают и умеют».
Софья Кадирова:«Я так довольна, что у меня появилось много хороших, добрых друзей – это Настя, Вика, Айдар, Катя…»
Алена Северюхина:«Мне показалось, что я в обществе людей неравнодушных и объединенных общей идеей и общими интересами. Я чувствовала там себя очень комфортно и легко. Удивительный день!»
Теперь ребята помогают друг другу во время творческих занятий, совместных праздников и туристических походов. Заключительным мероприятием учебного года стал поход в музей национального парка Таганай, где они смогли лучше узнать природу Южного Урала, получили заряд эмоций от интересных конкурсов и игр. Сами дети из «Особого ребенка» и их новые друзья теперь уверены, что они «особые», но лишь потому, что безгранично талантливы.
Анна Фазлетдинова,
г. Златоуст