Поводом для этого разговора и последующих за ним размышлений стал недавно состоявшийся молодежный слет УрФО ВОИ. Вернувшись в Магнитогорск, одна из наших участниц слета, Маша Лесничая, загорелась: я хочу что-то делать для организации! Не так уж часто к нам приходят молодые люди с такими заявлениями, подкрепленными к тому ж, явной адекватностью, наличием креативности и – самое главное, наверное! – блеском в глазах и жаждой деятельности. Ох, нечасто, чтобы не сказать очень и очень редко. Главное, что она к такому решению «подбиралась» два года и пришла к нему осознанно. Что стало решающим в принятии его? Наверное, этот самый слет.
Вот о нем и не только и хотелось бы поговорить. Вместе с Машей. Хотя было бы полезнее и во сто крат эффективнее для будущего включить в такой «разбор полетов» и других «горящих» девчонок и парней…
– Маш, как твои впечатления? Как ты себе представляла слет – ведь ты впер-вые на таком мероприятии? Каким он оказался?– Да, я впервые… Слет представлялся мне (по рассказам) в виде посещения семинаров с целью обогатить свои знания, как в личностном проявлении, так и с целью привнесения полученного опыта для более успешной работы организации ВОИ своего города. Нужно отдать должное организаторам за проявленный креатив, суть которого проявилась в разнообразии нашей «лагерной жизни». Для людей, ни разу не бывавших в детских лагерях, или, наоборот, скучающих по этим временам, данный маневр пришелся по душе. К тому же, такая форма самоорганизации позволила познакомиться, сблизиться, узнать друг друга получше, сплотиться. Ведь, несмотря на то, что приехали все из разных городов и регионов, проблемы у нас одинаковые.
И все же, следовало дать возможность выбора приехавшим участвовать на разных площадках по их интересам: ведь не для каждого близко «танцевально-ансамблевое» направление.
– Ну вот, уже первыми словами все и рассказала. Давай попробуем углубиться. Ты ведь знаешь, что в подходах к проведению мероприятий у нас есть «четыре кита»: организация, креативность, полезность, перспективность. Разберемся с первыми двумя, тогда подойдем к выводам.– Организационные моменты? Встреча приезжих оставляет желать лучшего, как и заселение в номера. На своем примере могу сказать, что меня, опорника, заселили на второй этаж, и следовало потрудиться, чтобы после долгой дороги (более четырехсот километров) просто зайти в номер и отдохнуть.
– Ну да ты же знаешь, что в организации таких глобальных мероприятий не всегда все гладко проходит: бывает, как говорится…– Да, больше накладок не было. Ну, разве что удаленность от места проживания до столовой, где все проходило. Мне было тяжеловато туда-сюда добираться. И жаль, что проживали все в разных корпусах, разрозненно. Зато «вожатые» подобрались хорошие – старательные и внимательные.
– Расскажи подробнее, как жили, чем занимались, начиная с распорядка дня?– Подъем, завтрак, семинар, обед, семинар, ужин и далее подготовка к выступлениям. Проявить себя можно было только вот на этих концертах, творчески. Так как мне это было неинтересно, я на них не ходила и оставалась «бесхозной». Мне был бы более интересен обмен опытом между лидерами, организация практических занятий, узнать, как живут другие организации и т.п. Обещали презентации и доклады… Обмена не произошло, разве что в частных беседах в свободное время, которого тоже практически не было.
– Ну а семинары? Они, как я понял, основное время у вас занимали.– Да… Некоторые были интересные, другие – ни о чем. Психологические – направлены внутрь, на развитие навыков самостоятельности, уверенности в собственных силах; юридические – поверхностные, как в учебном заведении на лекции.
– В заключение о других «китах»: какое сделаешь резюме насчет полезности и перспективности таких слетов?– Они однозначно нужны. Но готовить их, на мой взгляд, должны те, для кого они проводятся: если слет молодежный, то пусть молодежь и занимается их подготовкой. У нас же есть ребята и активные, и креативные. Тогда и пользы от них будет, уверена, намного больше и организации инвалидов будут жить активнее.
…Конечно, если бы не спровоцировал Машу высказаться, то все так и осталось бы на уровне эмоционального анализа. А ведь это очень важно, чтобы твой голос, твое мнение дошли до других, в том числе и до организаторов. Ведь если промолчишь, то на следующий год получишь то же самое. На мой взгляд, надо создавать в региональных организациях советы молодых людей с инвалидностью и давать им свободу и средства, чтобы они могли «креативить», «буянить» по-хорошему, добиваться решения своих проблем, которых у молодежи в разы больше, нежели у нас, престарелых председателей. И не бояться, что из них вырастут конкуренты нам. А то сейчас, к сожалению, происходит именно так, и статистика несменяемости председателей по 15–20 лет на региональном и российском уровнях это подтверждает.
Я не надеюсь на многочисленные комментарии и отзывы к этому материалу (опыт показывает, что даже молодые и дерзкие больше говорят, чем действуют). Главное, что высказался я сам, а тем, кто молчит, могу с чистой совестью сказать: тогда не пеняйте – как молчите, так и живете... А. Рогалин,
председатель Правобережной организации ЧООО ВОИ г. Магнитогорска.