www.miz-ural.ru


Возвращение к пройденному, или заметки об инклюзивном образовании

«…И чтобы стать мне вестником,
Дан путь – и путь вперед».

Геннадий Швец, июнь 1994.


Передо мной студенческие работы, отмеченные в ЧГПУ: «Роль личности учителя в воспитании школьника», III курс; «Университет для образования СФО (студентов с физиологическими особенностями), II курс.

Налицо подтверждение космоэнергетического закона М.А.Булгакова, открытого им в романе «Мастер и Маргарита»: «Рукописи не горят».

Сорок страниц текста, отпечатанного на тяжеловесной «Башкирии», ждут своего часа.
Личностное отступление 1: никогда не был сторонником понятия «инвалид» (в кавычках). Это нескрывающая маска, кличка, говорящая о нецивилизованности социума, где мы рождаемся, развиваемся, достигаем высот и вянем. Неприятие квазиявления множило силы для противостояния. Отсюда категоричность моего мышления.

Личностное отступление 2: ввожу понятие «инклюзивный». Фр. Inclusif – включающий в себя, заключающий в себе, распространяющийся на более широкий круг предметов (Современный словарь иностранных слов, 1992).

Считается общеизвестным, что педагогическое мастерство – комплекс личностных свойств  учителя, обеспечивающий уровень самоорганизации профессиональной деятельности. Термин опирается на четыре составляющие:
– гуманитарная направленность;
– профессиональные знания;
– педагогические способности;
– педагогическая техника.

Небезынтересны здесь три взгляда на личность учителя:
■ «Те, у которых мы учимся, правильно называются нашими учителями, но не всякий, кто учит нас, заслуживает это имя» (Гёте И.В.).

■ Учителями должны быть… честные, деятельные и трудолюбивые; не только для вида, но и на самом деле они должны быть живыми образцами добродетелей, которые они должны привить другим» (Коменский Я.А.).

■ «Чтобы ученику было понятно и занимательно то, чему его учат, избегайте двух крайностей: не говорите ему о том, чего он не может знать и понять, и не говорите о том, что он знает не хуже, и иногда и лучше учителя» (Толстой Л.Н.).

Из многообразия дефиниций педагогического мастерства время выбирает одно и именно то, в котором мастерство учителя оценивается по конечному результату его труда – по степени подготовленности его воспитанников к продолжению образования, творческому труду, активному участию в жизни общества.

В инклюзивном образовании для ШФО (школьников с физиологическими особенностями) цели учителя намного сложнее. Помимо совместного обучения таких детей со здоровыми, важно заранее осознавать время адаптации, степень усвояемости знаний и то, на что способны дети в тисках физической несвободы.

При успешном функционировании парадигмы «учитель – ШФО – родители» уместна и неизбежна форма заочного обучения: учитель на дому; индивидуальная работа благодаря компьютеру и скайпу; виртуальный переход из класса в класс. Необходимо признать: жизнь есть многоборье для тех, кто должен одолеть недуг в драматичном XXI веке.

Важно, чтобы общеобразовательный аттестат ШФО был приравнен к аттестатам здоровых детей в нашем не совсем здоровым социуме. Иначе налицо дилеммы, известные в научной и педагогической литературе. Апатия, деградация, забвение ШФО напрямую связаны с отношением власть имущих структур к судьбах аномальных детей.

Кроме медико-педагогического вердикта, разрешающего ШФО учиться, надо создать  программу обучения. Конструктивной базой для этого должны стать не общие знания в разрезе предметов, а дисциплины, помогающие жить. Одной из таких дисциплин по праву является Слово Божие, потому что животворит Дух.

Специфика работы учителя с ШФО в учреждении или на дому видится следующим образом:
● контракт между родителями ребенка и учителем, заверенный нотариально;
● составление индивидуальной программы для обучающегося;
● создание условий, обеспечивающих доступ к знаниям;
● вúдение отдаленных перспектив для обучающегося, т.е. учительское предвидение.

При всех «pro» и «contra» учитель прививает навыки к четырем «С»: саморазвитию, самосовершенствованию, самодостаточности,  самостоянию.

Структуры ВОИ, несомненно, должны сопровождать детей с физиологическими особенностями на протяжении их жизненного пути, начиная с раннего детства. Тогда качественно усиливается индивидуальный подход к ребенку, постигающему знания, вопреки испытаниям судьбы и рода.
Совершенствуясь в реалиях несвободы, дорастая до преодоления ее оков, ШФО идеально вписываются в контекстное образование.

Я профессионально готов помогать таким школьникам, в т.ч. конкретной разработкой методических пособий.

Геннадий Швец,
выпускник филологического факультета ЧГПУ 1999 года.
tsadi57@mail.ru  gen.shwets@yandex.ru