Я потеряла из-за ревматоидного артрита 20 килограмм, год для учебы и возможность заниматься спортом. Приобрела: желание выстоять, найти Бога и осторожность. Хочу рассказать об опыте выживания в старших классах родной школы №147 г. Челябинска.…Год академотпуска состоял из больниц, лыжных прогулок и фильмов с участием Высоцкого, шедших, к счастью, во многих кинотеатрах.
В августе 1988 г. я пришла на прием к директору. Тогда появились классы с углубленным изучением химии и литературы, и мне предстоял трудный выбор. Изможденная плоть (в эпикризе – 5 группа здоровья) не желала дополнительных нагрузок. Склонность к медицине требовала идти в химкласс. Но все преодолело желание сохранить душу. Мне понравилась чуткая и интеллигентная Эмилия Васильевна Кравченко, руководитель литературного класса – за ней и пошла.
Первый урок вертелась, как уж на сковородке из-за жесткого сиденья. На перемене принесла из дома кусок поролона – полегчало. Позже сшила чехол на стул, некоторые девочки в перемену с удовольствием пользовались моим «реабилитационный средством». Дополнительную трудность создавала кабинетная система, поскольку еле успевала совершить переход к следующему уроку.
Литературу вела Валентина Владимировна Подина, беспредельно добрая. За счет дополнительных уроков мы читали журналы: «Знамя», «Новый мир» и другие. Потрясением для меня стали антиутопии: «1984» Оруэлла и «Мы» Замятина. «Юность» с «Чонкиным» была нарасхват, в очередь!
Интересовалась также химией, биологией, обществоведением. Молодой историк Александр Васильевич Москвитин подкупил необычной подачей материала. В свободные 5-10 минут читал куски из «Скотного двора» Оруэлла – и от смеха у нас болели скулы.
По гуманитарным дисциплинам успевала без проблем, алгебра же стала камнем преткновения, в итоге – единственная «тройка». С физикой помогал сосед, нас подружила его собака.
Вместо «физры», от которой из-за инвалидности была освобождена, предпочитала лыжную прогулку. Когда зимним утром разминка не избавляла меня от скованности в суставах, брела в бор. Вставала на лыжи у дома лесника, и ко мне радостно неслись Найда со щенком. Гладила собак и возвращалась мысленно в свои 13 лет, на практику по заготовке сена. Там я еще здорова и сильна, а Найда в ответ на ласку делится со мной мышами, пойманными на лугу... Накатавшись и наполнившись бодростью и оптимизмом, успевала в школу на полсмены. Всегда нагоняла пропущенное, и Эмилия Васильевна, видя это, терпимо относилась к пропускам занятий.
Дежурила, как и все: мыла доску, подметала. Но была освобождена от поездки в колхоз и выпускных экзаменов. Дружеские отношения ни с кем не завязались, ровно общалась со всеми, ходила с классом в драмтеатр, картинную галерею – в общем, не отделялась от коллектива из-за болезни. Расскажу еще об Учебно-производственном комбинате (УПК). Нас послали учиться на телетайписток, но мои деформированные кисти рук еле выдерживали занятия. Поэтому я попросилась помогать в библиотеку Дома учителя. Вытирала пыль, заполняла формуляры, печатала карточки. Летняя отработка тоже была связана с библиотекой, но школьной. Взяла домой и отремонтировала несколько книг, переплетать научилась в пионерлагере.
Раз в месяц ходила на лекции для абитуриентов в мединститут, раз в неделю – домой к бывшей «классной», где мы с двумя девчонками занимались биологией – причем, бесплатно(!).
Я была полна планов и надежд. Справлялась с учебой, хотя в моменты слабости хотелось всё бросить. Тщательно выполняла назначения врача. Читала Евангелия, борясь со сном. Хранила, как могла, семью, состоящую к тому времени из мамы и брата.
В месяц окончания школы ревматолог, бормоча, что «не положено», заполнила посыльный лист, и комиссия определила мне 2 группу инвалидности. Первую пенсию потратила на модную прическу (химию) и репетитора по одноименному предмету. Но человек предполагает, а Бог располагает. И промысел Его – во благо. Он борется за спасение души. А я боролась с болезнью за право получать знания, как все мои одноклассники. Мои долгие и трудные университеты были еще впереди…
Наталья Потапова,инвалид 1 группы.
Точка зренияОлег Крайних, выпускник факультета журналистики ЧелГУ, инвалид 2 гр.:- Я считаю, инклюзивное образование дает людям с ограниченными физическими возможностями серьезную адаптацию в социуме.
Помню, как я в первый раз пришел на лекции установочной сессии в университете. Вокруг меня были только здоровые обычные люди. Я сразу же стал пытаться влиться в общий коллектив: знакомился со всеми, расспрашивал об интересных моментах, всплывавших во время разговора, шутил, рассказывал анекдоты.
Я понимал, чтоб стать «своим», нужно контактировать со своими однокурсниками не только в университете, но и за его пределами, по возможности помогать в учебе.
Я не чувствовал себя в своей студенческой группе каким-то особенным. Нет. Но я понимал, что если «оставаться в тени», то я им стану.