www.miz-ural.ru


Женщина, которую так просто носить на руках…

Ляле Шамсияровой удивительно подходит ее имя. Эту молодую женщину с доверчивой открытой улыбкой было бы трудно называть как-то по-другому. Из-за малого роста она так и останется, наверное, на всю жизнь Лялей, полуребенком с не по-детски сильным характером и умением преодолевать любые невзгоды.

Ляля родилась с врожденным заболеванием, не оставляющим надежды на выздоровление. Родителей своих она не знает, с пяти месяцев «отказная» малышка кочевала по больницам, где ее пытались поставить на ноги. «Ножки мне выправляли, чтоб более или менее на человека была похожа…», - смеется Ляля. Эта способность с юмором воспринимать далеко не смешные обстоятельства собственной жизни сформировалась в ее характере с ранних лет и помогла не озлобиться на несправедливость судьбы и жестокость окружающего мира, с которой Ляле не раз пришлось столкнуться…

С 3 до 11 лет девочка росла в Челябинской областной больнице, но часто выезжала в санатории - разница была невелика: там и там белые халаты, процедуры, казенная еда, отсутствие своего персонального местечка для жизни. Потом ее определили в Кусинский детский дом для детей-инвалидов (сейчас - Кусинский реабилитационный центр для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата).
- Я тогда уже более самостоятельная была, ходила - сначала на костылях, а потом сама их бросила.

- Почему? Мешали?
- Когда как. В принципе с ними было легче передвигаться, но я так решила - буду ходить сама, без подпорки. Решила - и сделала.

- Характер, судя по всему, у вас уже тогда был боевой, целеустремленный. А взгляд на жизнь - такой же оптимистичный? Вы производите впечатление человека легкого, не склонного «загружаться» проблемами.
- Скорее, я оптимист с реалистичным взглядом на жизнь. То есть реальность воспринимаю, как она есть, но при этом «приправляю» ее юмором. Чтобы не было так жестоко...

- Много, наверное, было в жизни такого, на что с трудом удавалось смотреть с юмором?
- Да уж! Пожалуй, большая часть. Пока училась, как-то все было более или менее нормально. После детдома я поехала в Рязанскую область. Меня и еще двух девочек, которые закончили школу без троек, соцзащита направила в Михайловский экономический колледж-интернат. Там не только приобрела специальность бухгалтера, но и обзавелась друзьями во всех уголках страны - до сих пор общаемся, встречаемся то в Питере, то в Москве, то в Сыктывкаре. А вот после окончания колледжа в родном городе оказалась никому не нужна: ни жилья, ни работы. Я только вхожу в какую-нибудь организацию, а мне сразу с порога: «Мест нет!» Так по специальности ни разу не устроилась. Работала швеей, секретарем - все временно.

С жильем еще «круче» пришлось хлебнуть. Вроде как по закону мне, инвалиду-сироте, положена жилплощадь, но вырывать ее из нашей администрации пришлось чуть ли не зубами. А дали комнату, так не знала, смеяться или плакать: общежитие неблагоустроенное, вокруг - наркоманы да пьяницы, ночью не уснуть, лежишь и дрожишь, как бы кто ни ворвался… В общем, хлебнула лиха. А когда Гошку носила, мы с мужем решили снимать квартиру - от греха подальше.

- А как вы встретились?
- Как в песне (смеется): «Мы с вами встретились случайно…» Только у нас современный вариант - познакомились в «чате», по телефону. Перебрасывались «эсэмэсками», он у меня не первый такой знакомый был. Все остальные, когда сообщала, что я инвалид, быстро испарялись без следа. А Ромка на три дня замолчал, а потом написал, что для него моя внешность значения не имеет. Я пригласила его на свой день рождения, и с тех пор мы не расставались: то я к нему в Челябинск ездила, то он ко мне в Кусу. А потом и Гошка появился…

Светловолосый, подвижный, как ртуть, мальчишка лет трех был, сразу видно, своим «парнем» на слете молодых инвалидов Челябинской области, на котором я и познакомилась с этой дружной семьей: никого не стеснялся, со всеми общался и создавал ощущение своего присутствия сразу во всех точках лагеря, где происходило что-то интересное. Когда пролезть в первые ряды зрителей не удавалось, Гошка водружался на плечи отца, а маму Роман пристраивал куда-нибудь на перила веранды. При необходимости он и ее мог свободно посадить рядом с Гошей - по росту они уже не очень отличаются…

- Вам легко было найти общий язык с мужем?
- Да, это как-то само собой получилось, без напряжения, долгой притирки. Хотя вообще-то мы очень разные. Я вспыльчивая, как порох, а Ромка - спокойный, сдержанный. Он меня как-то вовремя «гасит», и я быстро успокаиваюсь.

- Что вы в нем цените?
- Он очень заботливый, сына обожает. Они с Гошей не разлей вода. Что еще? Руки у него золотые, и голова хорошо работает. Любит до всего доходить сам, и это у него неплохо получается. В телефонах, компьютерах прекрасно разбирается, хоть и не учился нигде специально. Машину сейчас сам собирает, планирует потом на ней зарабатывать. Вообще-то никакой работы не боится, но найти ее сейчас трудно, особенно у нас в Кусе. Поэтому приходится много времени жить врозь: Рома у родителей в Челябинске (у них там свой дом в поселке на окраине), а я в Кусе - Гошку здесь удалось в садик пристроить. Тоже, конечно, пришлось повоевать с администрацией, но я опять, как с квартирой, победила (смеется).

- Так вам все же дали приличное жилье?
- Да, администрация выделила однокомнатную квартиру, когда мое терпение лопнуло и я решила обратиться в более высокие инстанции. Это подействовало - Гошка родился уже в нормальных условиях.

- Ляля, а как семья Романа отнеслась к вашему союзу?
- Я, если честно, боялась не столько его маму, сколько прабабушку. Она такая строгая, ее все побаиваются. Но потом выяснилось, что мы с ней очень похожи характерами. А по поводу моей инвалидности проблем не было. Наверное, потому что я сама этой проблемой не загружаюсь и никаких поблажек себе не даю. Если я все могу: и стирать, и готовить, и ребенком заниматься, то чем я отличаюсь от других? Только что росточком маловата… (Опять смеется)

- Зато мужу легко носить вас на руках!
- Это точно!

…Непросто жить этой семье. Ляля уже потеряла надежду найти постоянную работу: кто же возьмет инвалида с малым ребенком? Поэтому подрабатывает сетевым маркетингом - распространяет косметику. У нее неплохо получается благодаря коммуникабельности и умению расположить к себе людей. У Романа тоже пока только случайные заработки и надежда на будущую машину. А основные источники дохода - пенсия по инвалидности да пособие по безработице. Но они не унывают, не жалуются на жизнь, не зацикливаются на материальных проблемах. Пусть многие живут лучше, богаче, но разве в этом счастье? Уж Ляля-то точно знает, что настоящее счастье - в другом: когда у тебя есть свой дом, а в нем родные люди, которые любят тебя, а ты любишь их, и каждый день благодаришь судьбу за то, что она сделала тебе этот подарок: за страдания, за терпение, за желание жить и быть счастливой вопреки всему.


Татьяна Воловик


ПО СТРАНИЦАМ РУБРИКИ...

В ноябрьском выпуске читайте о победах чемпионки мира по армрестлингу Ольги Буниной, спортсмене Евгении Алеманове и о молодой семье Рогозниковых: Алексее, Наталье и маленькой дочурке Аришке