Об этом на всероссийской конференции «Инклюзивное профессиональное образование», которая прошла в Челябинском государственном университете в конце прошлого года, сообщил заместитель министра образования и науки России Александр Климов.В масштабном образовательном форуме приняли участие более 150 руководителей профильных министерств, экспертов в области инклюзивного образования, представителей учебных учреждений. На конференции была представлена также делегация Всероссийского общества инвалидов из разных регионов России, Таким образом, это был первый широкий диалог системы образования с общественными организациями инвалидов по вопросам профессионального образования.
Участники конференции обсудили актуальные вопросы организации образования, подготовки преподавателей, разработки образовательных программ для инвалидов. По словам замминистра, до нового года программы вузов страны будут актуализированы, и в них включат показатели, связанные с инклюзивным образованием. «Невыполнение показателей расценивается как недостаточная квалификация тех руководителей, которые возглавляют эти образовательные организации», – подчеркнул Александр Климов.
В свою очередь министр образования Челябинской области отметил, что в регионе накоплен большой опыт обучения людей с инвалидностью, и в средние специальные учебные заведения их стало поступать больше. На Южном Урале в колледжах и техникумах учится около полутора тысяч таких студентов. Что касается вузов, то там для привлечения большего числа людей с ограниченными возможностями планируется разрабатывать специальные программы и внедрять индивидуальный подход.
«Нужно как минимум восемь групп образовательных программ, под каждую из которых должны быть запланированы свои ресурсы, свои кадры, свой состав людей, обеспечивающих обучение ребенка-инвалида. Потому что для каждой категории инвалидов: по зрению, слуху или «опорников» - надо создавать индивидуальные условия. Но опыт работы у Челябинской области есть практически со всеми категориями», – отметил Александр Кузнецов, министр образования и науки Челябинской области.
И этот опыт следует использовать для увеличения числа студентов и выпускников вузов с инвалидностью. При этом, осуществляя индивидуальный подход, необходимо полностью сохранить объем передаваемых студентам знаний. «Нельзя готовить инвалидов к той или иной профессии в каком-то урезанном виде. То есть должна быть качественная подготовка, – уверена Елена Куртеева, председатель ЧООО ВОИ. – Только качественная подготовка инвалидов способна сделать их конкурентоспособными на рынке труда».
Всероссийская конференция по инклюзивному образованию не случайно проходила на базе Челябинского государственного университета. В 2014 году это учебное заведение получило статус федеральной инновационной площадки по проекту «Инновационная модель инклюзивного обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательной организации высшего образования». Таким образом, ЧелГУ признан методическим центром России по образованию инвалидов.
Путь к этому статусу для ЧелГУ начался около 20 лет назад. За этот немалый срок разрабатывались в университете на практике вопросы доступности высшего образования для людей с ограниченными возможностями здоровья и формировалась система инклюзивного обучения. С 2004 года Челябинский университет является базовым образовательным учреждением высшего профессионального образования, обеспечивающим условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в Уральском федеральном округе. Созданный здесь
Региональный учебно-научный центр инклюзивного образования организует довузовскую подготовку и сопровождение инклюзивного обучения инвалидов в университете. В настоящее время в ЧелГУ обучается 117 студентов-инвалидов с различными нарушениями здоровья: зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, в т.ч. передвигающиеся на коляске. Экспертами Еврокомиссии по образованию существующая практика инклюзивного обучения инвалидов в Челябинском университете признана образцовой.
Богатый опыт челябинцев в области инклюзивного образования планируется внедрить на федеральном уровне, в том числе – отправлять педагогов из вузов страны в Челябинскую область на повышение квалификации по вопросам обучения людей с инвалидностью. Результаты работы Всероссийской конференции будут положены в основу деятельности Министерства образования и науки по развитию инклюзивного профессионального образования в России.
Подготовила Т. Филиппова
(по материалам сайтов Вести.ру и udmchel.ru)