Дело в том, что Челябинская область входит в число регионов, которые несколько лет назад стали участниками пилотного проекта, в рамках которого полномочия по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации перешли от ФСС к Министерству социальных отношений. Правда, как мы услышали на селекторном совещании, по крайней мере одна из «пилотных» территорий возвратилась обратно – к Фонду социального страхования. Возможно, это ждет и Челябинскую область, но решение этого вопроса – уж точно не в компетенции общественной организации инвалидов. Как отметила председатель ЧООО ВОИ Елена Куртеева, большого смысла в этом пилотном проекте она не видит, так как любое перенаправление обязанностей и финансовых потоков из одного ведомства в другое связано с перестройкой имеющейся отлаженной системы работы, а это не лучшим образом сказывается на потребителях услуг.
– Конечно, мы некоторым образом участвуем в контроле за качеством технических средств реабилитации и своевременностью оказания услуг по обеспечению инвалидов ТСР. Несколько раз приглашали меня, как руководителя организации, когда проводились закупки, например, тростей, но это были разовые приглашения. Проводились совместные совещания с представителями МСЭ, заседания координационного совета по делам инвалидов при губернаторе области, где обсуждалось качество протезно-ортопедических изделий. Если оценивать в целом, то, думаю, у инвалидов нашей области претензии к получению услуг по обеспечению ТСР те же, что и в других: не удовлетворяет потребностей федеральный перечень ТСР, в котором нет элементарных, но необходимых инвалиду-опорнику вещей, например, наконечников для тростей, которые изнашиваются очень быстро.
Областному обществу инвалидов приходится закупать их, как и многое другое, искать для этого финансовые средства и передавать в местные организации по предварительным заявкам, которые собираем в течение года.
Очень мешает своевременному обеспечению инвалидов протезно-ортопедическими изделиями задержки с проведением конкурсов, огромное количество бюрократических препонов и документов, которые нужно собрать для того, чтобы получить положенную по закону услугу. Удручает, честно говоря, то, что на заседаниях и совместных советах все эти вопросы поднимались не раз и не два, а воз, что называется, и ныне там. Да что говорить – на самом высоком уровне столько раз ставился вопрос об автомобилях для инвалидов. Даже в трудные послевоенные годы им выдавали мотоколяски, а в наш век всеобщей автомобилизации разве реально маломобильному инвалиду передвигаться на общественном транспорте?! В общем, вопросов, как всегда, больше, чем ответов.
Поэтому предпочитаю решать конкретные проблемы конкретных людей: кому-то помочь получить нужную ему коляску, кому-то – противопролежневые матрацы, кому-то – сидения для ванн. Конечно, участие общественных организаций инвалидов в обеспечении ТСР необходимо, но важно, чтобы представитель ВОИ не был лицом «для галочки», чтобы наше мнение действительно учитывалось и способствовало повышению качества жизни людей с инвалидностью.
Т. Филиппова