Учёным, которые изучали скелеты древних людей, удалось найти момент появления милосердия. Антропологи обнаружили сросшийся перелом бедренной кости. Раньше людей с такими травмами не выхаживали. Мне кажется, наш Челябинск тоже поднялся на новую ступеньку человечности 28 мая 2015 года… Я была счастлива увидеть, как люди с ограниченными возможностями здоровья играют премьеру спектакля «Бременские музыканты». И смогла ощутить, как благодаря труду и таланту участников и помощи неравнодушных людей срастаются сломанные судьбы.
Спектакль поразил меня искренностью и распахнутыми душами непрофессиональных актёров. Каждый человек поведал, как попал в беду и как искал выход и реабилитировался. Я радовалась искренности молодых людей: Владимира Корнева, Сергея Крокуна и Дмитрия Дядиченко, которые говорили о своей вере и о том, как Бог помогает им устоять в испытаниях. Восхищалась необычной мечтой Натальи Тимошенко. Желала, чтобы Евгений Дубинин воссоединился с женой и дочерью. И очень хотела, чтобы у этих много страдавших людей началась светлая полоса в жизни…
Но спектакль – не волшебная палочка, он вряд ли изменит реальность мгновенно. Главная же перемена уже состоялась – в душах участников и в нашем городе, который, верю, станет гуманнее к тем, кто волей жестокой судьбы попал в число Invisible people – невидимых людей, зачастую отторгаемых обществом.
…Инвалид-колясочник, женщина с искусственным сердечным клапаном, человек, справившийся с алкогольной зависимостью, – все они вышли на сцену кинотеатрального центра «Спартак», чтобы поведать свои непростые истории. В течение трех месяцев репетиции спектакля «Бременские музыканты» в рамках проекта «Invisible people» («Невидимые люди») с непрофессиональными актерами проводил режиссер Нового художественного театра Дмитрий Фоминых. В ходе интервью он рассказал, чем полезна арт-терапия и почему «людям-невидимкам» так важно высказаться.
– Дмитрий Аркадьевич, чем вам интересен этот проект?– Идею проекта предложил Уполномоченный по правам человека в Челябинской области Алексей Севастьянов. Я впервые работаю с такой категорией людей. Для меня это новый круг общения. Процесс работы над спектаклем – это коллективное сотворчество, оно само по себе ценно. Новый опыт подарил мне массу положительных впечатлений.
– Что проект может дать его участникам – непрофессиональным актерам?– Мне кажется, любое соприкосновение с искусством, в частности – с театральным искусством, всегда что-то дает. Это определенный опыт, который потом вспоминается как какое-то светлое пятно в жизни человека. Не может быть иначе, потому что это все от начала до конца пропитано гуманизмом. Спектакль делается изнутри, эмоционально, горячо и складывается из разных человеческих индивидуальностей. Но у этого спектакля есть, кроме обычных, и другие цели. Может, кому-то из участников проекта в результате повезет, в их жизни что-то изменится к лучшему, кто-то им поможет. Это для меня в нашей работе являлось основным.
– Вы рассчитываете, что ваше начинание подхватят и другие театры и студии страны?– Было бы неплохо, если бы кто-то заразился нашей идеей. Все средства, собранные на продаже билетов, пойдут артистам. Для них это, может быть, единственный способ на сегодняшний день самостоятельно заработать хоть какие-то деньги.
– Есть ли планы ставить другие спектакли с «особенными людьми» в НХТ?– Надеюсь, проект продолжит работу. Сегодня, например, разговаривал с художественным руководителем Нового художественного театра Евгением Гельфондом. Планируем поставить спектакль в репертуар и играть один раз в месяц. Хочу отметить, что соприкоснувшись с Invisible people, я не пожалел ни на секунду. Считаю, что мне крупно повезло с каждым из них. За время работы над спектаклем мы много общались и успели стать настоящими друзьями. Семена добра упали в благодатную почву. Может быть, что-то еще прорастет из этого…
Говорят участники проекта
Игорь Мантуров, инвалид-колясочник. Репетировал роль автора в спектакле, но из-за проблем со здоровьем не смог играть на премьере:– Проект дает мне возможность избавиться от страхов. Заставляя себя вспоминать и рассказывать свою жизнь, я сумел посмотреть на нее иначе. Я отпустил прошлое и не оглядываюсь на него больше. Каждая репетиция дает что-то новое: от возможности взглянуть на ситуацию под другим углом, до приобретения навыка уверенного общения, четкой формулировки фраз и прочих простых, но нужных вещей. Я очень хочу, чтоб спектакль состоялся. Уверен, он даст надежду и подскажет выход многим, кто сейчас в отчаянии. Что касается моей мечты, я очень надеюсь, что проект поможет мне найти благотворителей, которые помогут решить мой вопрос с жильем. Каждый человек мечтает о доме, и я не исключение.
Наталья Тимошенко, инвалид 2 группы:– Сегодня я загадала желание: хорошо, если бы нашлись люди, которые могли бы мне помочь в моем процессе реабилитации и лечении. Главное, чтобы лечение было грамотным и эффективным, и я могла хотя бы частично восстановить свое здоровье. Я мечтаю увидеть океан, его золотистые пляжи, закаты, приливы и отливы. Мечтаю бежать вдоль берега и с разбега упасть в волну. Часами валяться на пляже с закрытыми глазами, слушая шум набегающей волны. Мечтаю поехать с волонтерами в джунгли спасать маленьких детенышей обезьян от браконьеров. Буду кормить их из бутылочки и чувствовать, как они прижимаются ко мне всем своим маленьким телом в надежде выжить. Мечтаю каждый день видеть доброжелательные улыбки окружающих! И пусть немного: год, месяц, день – но прожить в радости, без боли и слез!»
Евгений Дубинин, инвалид 2 группы, проживающий в интернате для инвалидов:– В моей нынешней жизни не так много хорошего. Главное, отсутствуют возможности интересного времяпрепровождения и общения с интеллектуальными людьми... Надеюсь, что меня и после спектакля будут приглашать участвовать в разных акциях, концертах, спартакиадах, и я найду близких пол духу и интересам людей.
Наталья Потапова,
инвалид 1 группы.