www.miz-ural.ru |
В прошлом номере газеты, порадовавшись вместе со всей страной успехам сборной России на Паралимпиаде в Ванкувере, мы обещали вместе с ответственными за развитие инвалидного спорта лицами поразмышлять над тем, почему к этим победам не были причастны спортсмены Челябинской области.
Встретиться с нашим корреспондентом и поговорить на эту непростую тему согласился первый заместитель министра физической культуры, спорта и туризма Челябинской области Леонид Одер.
- В том, что в паралимпийской сборной России не будет наших земляков, для нас неожиданностью не было. Мы знали об этом уже год назад, когда стало ясно, что в керлинге наши спортсмены не смогли пройти квалификационный отбор. А как раз в сборную команду по паралимпийскому керлингу входили инвалиды-колясочники Челябинской области.
Досадная неудача, успехи наших ребят в этом относительно новом виде спорта вселяли надежды, но мы еще раз поняли, что победы российского уровня - не гарантия тех же результатов на международной арене. Работать над повышением мастерства надо серьезно, упорно и долго. И материальные вложения должны быть другими. Подготовка одного спортсмена-олимпийца в год обходится около миллиона рублей: питание, поездки на сборы и соревнования, зарплата тренера, экипировка и т.д. Я уже не говорю о том, что нашим спортсменам по сути не на чем кататься, если речь идет о горных лыжах или биатлоне.
Уже поднимался вопрос о том, что результатов не будет, пока наши отечественные производители не достигнут в мастерстве изготовления лыжного снаряжения таких же высот, как зарубежные. Там под каждого потенциального олимпийца разрабатывают индивидуальные модели - целые научно-исследовательские лаборатории над этим работают. То же самое и даже в большей степени можно сказать о снаряжении для зимних видов паралимпийских соревнований. Горнолыжный спорт в России пока доступен очень малому числу людей с инвалидностью. Хоккей-слеж (хоккей на санях) у нас в стране тоже только-только начал развиваться. С легкой атлетикой или армреслингом проблем нет - встал да беги или качай мышцы. А зимние виды спорта затратны, поэтому их и труднее «раскрутить».
- Но, как говорится, неудачи полезны тем, что из них можно и нужно извлекать уроки…
- Стараемся. На пресс-конференции по подготовке к чемпионату мира по керлингу, который состоялся в апреле в Челябинске, я подчеркнул, что нам надо заниматься подготовкой в этом виде спорта не только здоровых спортсменов, но и инвалидов. Есть команда, которая неплохо стартовала и на нее можно делать ставку в Паралимпиаде 2014 года в Сочи.
Существуют и определенные планы на развитие еще двух видов зимнего спорта: лыжного и горнолыжного. У нас есть все условия для развития этих видов спорта: снежная зима, естественный горный рельеф и прекрасные горнолыжные трассы. Не случайно ведь именно в нашей области под Магнитогорском недавно прошел чемпионат России по горным лыжам среди опорников и инвалидов по слуху. Приехали спортсмены из четырех территорий, даже такой далекой точки нашей страны, как Петропавловск-Камчатский. А от хозяев чемпионата не было ни одного представителя. Досадно и даже стыдно. И мы сейчас хотим, чтобы в концепции подготовки к зимним олимпийским играм были прописаны дополнительные субсидии для подготовки паралимпийского резерва.
А второе - стараемся проводить соревнования высокого статуса, что тоже является стимулом для активизации процесса и заставляет шевелиться. Для того, чтобы как-то сдвинуть с мертвой точки работу на местах, провели два семинара с председателями спорткомитетов городов и районов области и еще раз настоятельно рекомендовали не забывать о поручении президента - открывать отделения для инвалидов при спортивных школах, создавать ставки тренеров не только для занятий с детьми, но и со взрослыми инвалидами.
Были разработаны и методические рекомендации для тренерской работы с людьми с ограниченными возможностями. Те небольшие деньги - 7 млн. рублей, которые в прошлом году выделил губернатор области, мы направляли в города и районы, сопровождая их письмами-напоминаниями: выделить средства на оплату тренерам и организацию занятий спортом среди инвалидов.
К сожалению, результата практически не увидели. Там, где уже есть хотя бы одно достаточно развитое направление спорта, тренеры-энтузиасты, наблюдается какое-то движение и видны результаты, а в массе своей - тихо, никаких изменений.
- Может быть, сами инвалиды, общественные организации, которые представляют их интересы, должны быть активнее: ходить, требовать, добиваться?
- Возможно, но меня вообще удивляет какой-то правовой нигилизм у нас в стране. Есть поручение президента, решение правительства РФ, губернатора области - на все это ответ один: у нас денег нет! Но мы - Министерство спорта - не можем полностью взять на себя финансирование всей работы на местах. Самим руководителям тоже надо как-то шевелиться: это же ваши люди, живут в вашем городе или районе. Получается, что чиновники просто не хотят заниматься инвалидами.
Там, где отношение иное, это сразу чувствуется, но такие примеры единичны. И что ни говорите, а очень важен личностный фактор. Появился в Магнитогорске тренер, который начал обучать дзюдо инвалидов по слуху, и недавно они с огромным успехом выступили на сурдлимпийских играх. Получили прекрасное вознаграждение за свою победу от областных и городских властей. И это пример для остальных: а почему бы и вам не попробовать? Так что, если будут результаты в большом спорте, разных его видах, и в массовый люди быстрее потянутся.
Конечно, и сейчас многие хотели бы попробовать свои силы на престижных чемпионатах, но мы не можем отправлять всех желающих. Те средства, что нам отпущены, позволяют отобрать только самых-самых, которые уж наверняка принесут награды.
- Однако результаты не появятся на пустом месте. Они во многом обусловлены развитием массового спорта, который для инвалидов является, прежде всего, средством реабилитации. Вряд ли это правильно: сосредоточить силы для поддержки перспективных одиночек и обделить вниманием сотни инвалидов, для которых занятия спортом - это возвращение к полноценной жизни?
- Согласен, массовость и рекорды должны быть плотно связаны. Чтобы привлечь инвалидов к спорту, у них должен быть ориентир, к которому хотелось бы стремиться. И надо делать все возможное, чтобы как можно больше инвалидов приходили в спорт, в адаптивную физкультуру. Мы готовы прийти на помощь и в отношении нормативных документов для открытия секций и групп для детей и взрослых инвалидов, методических рекомендаций, подготовки тренеров-реабилитологов на базе наших вузов.
Но пока по нашим самым оптимистичным статистическим данным в области занимаются спортом около 1000 инвалидов. Это из 20 тысяч, которым не противопоказана адаптивная физическая культура, что, конечно, очень мало. Просто ничего.
- А где им заниматься - реабилитационные центры у нас по пальцам одной руки можно перечесть...
- Да и не надо зацикливаться на специальных площадках. Можно адаптировать имеющиеся, это вполне реально. Уровень воды в бассейне должен быть почти под бортик, тогда не придется спускать опорников на руках. А много ли спортивных сооружений оборудованы специальными лифтами и подъемниками? Это при том, что министерство спорта РФ категорически не принимает к финансированию проекты тех объектов, которые не приспособлены для инвалидов.
Но, к сожалению, когда не хватает средств для завершения какого-нибудь грандиозного спортивного сооружения, экономят чаще всего именно на этом - приспособлениях для доступа инвалидов. Так было на стадионе имени Елесиной, на конноспортивном комплексе. А вот тот же аквапарк в Магнитогорске или бассейн в Озерске могут служить примерами доступности для маломобильных групп населения.
Всяческие отговорки о невозможности реконструировать старые сооружения тоже не впечатляют - решение можно найти, было бы желание и средства. На мой взгляд, отсутствие того или другого - это и есть два мощных тормоза на пути развития инвалидного спорта. И первое зло посущественнее, так как отговорки для того, чтобы ничего не делать, всегда найдутся.
Беседовала Татьяна Воловик
ПО СТРАНИЦАМ РУБРИКИ...
В мартовском выпуске мы говорили о только что завершившейся Паралимпиаде 2010 и беседовали с Михаилом Урановым о развитии в Челябинской области такого направления инвалидного спорта, как плавание.